наталья понамарева
Многофункциональные дидактические пособия из фетра
▼ Скачать + Заказать документы
Исходя из возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста ведущей деятельностью является предметно-практическая. Ребёнок овладевает грамматическим строем речи, мышление наглядно-действенное (ребёнок решает задачу путём непосредственного действия с предметами). Память дошкольника этого возраста непроизвольная, характеризуется образностью. У ребёнка накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребёнка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, жёлтый, синий, зелёный). Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные ошибки. Хорошо запоминает то, что было связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено.
Публикация «Многофункциональные дидактические пособия из фетра» размещена в разделах
Развивающая предметно-пространственная среда строится с учётом возрастных особенностей детей и предусматривает условия для упражнений в практической деятельности, сенсорного развития, математических представлений и знакомство с окружающим миром.
Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств, для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Необычные игрушки, яркие цвета очень привлекают детей. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Именно игры и игрушки создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей.
Мы приведем примеры интересных развивающих игр, которые невероятно полезны и очень нравятся малышам. Наши дидактические пособия сделаны своими руками, нацелены на развитие мелкой моторики рук, сенсорики, усидчивости, глазомера у детей младшего дошкольного возраста и не только. Актуальность данных пособий заключается в том, что в них собраны игры, упражнения, игровые задания, побуждающие ребенка к развитию, обучению, свободному активному общению со взрослыми и сверстниками. Пособия привлекают внимание детей своей яркостью, мобильностью, многофункциональностью, простотой в использовании, разнообразием содержания.
Многофункциональность пособий заключается в том, что их используют для различных видов деятельности, развития речи, познавательного развития, формировании элементарных математических представлений и в зависимости от поставленных задач пособия могут использоваться в разных возрастных группах.
Пособия реализуют принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО. Работа с дидактическими пособиями формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности. Использование пособий в ДОУ способствует развитию у детей речи, внимания, мышления, обогащает знания об окружающей действительности и другое. Уникальность данных пособий состоит в том, что они оказывает помощь педагогу в обучении детей от 3 до 7 лет по многим темам образовательной программы, а также позволяют учитывать индивидуальные особенности развития ребенка. Вариации упражнений, да и сами игры не имеют пределов. Пособия постоянно могут пополняться новыми элементами.
Дидактические пособия помогают реализовать принципы ФГОС:
• насыщенность – наличие игровых вспомогательных материалов для игровой активности детей;
• вариативность – наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, их периодическая сменяемость и появление новых предметов;
• трансформируемость – возможность изменения элементов, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи;
• доступность – свободный доступ всех детей к играм, игрушкам, материалам.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны: учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение.
Практика использования данных пособий показывает, ребенок не отвлекается в игре от занятия, а наоборот занимается в игре.
«Цветик – семицветик»
Цель: формирование сенсомоторных навыков у детей.
Задачи:
- обучить детей играм и упражнениям для тренировки пальцев и тактильной чувствительности;
- сформировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет и форму (отстегивать пуговицы, обводить руками предметы и т. д.);
- развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, внимание, память, связную речь;
- закреплять знание о цвете;
- воспитывать познавательный интерес, усидчивость.
Материал: макет цветка в горшочке, лепесточки из фетра разного цвета, с прорезями для застёгивания.
Ход игры: Игра проводится индивидуально с одним ребёнком. Воспитатель: «Давайте порадуем маму и подарим ей красивый цветочек, но нам нужно потрудиться, у нашего цветка опали все лепесточки, нужно их собрать». Ребёнок берёт макет цветка, выбирает лепесток и пристёгивает. Можно усложнить задачу: выбрать лепесток только определённого цвета, названного воспитателем.
«Цветочная полянка»
Цель: развитие игрового опыта ребенка.
Задачи:
- формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет и форму, создавать целое из частей (отрывать предметы на липучках, обводить руками предметы, описывать материал и т. д.);
- развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, внимание, память, связную речь;
- закреплять знание о цвете;
- воспитывать познавательный интерес, усидчивость.
Материал: макет цветочной полянки, цветы из фетра (на липучках) разной формы и цвета.
Ход игры: Ребёнок берёт макет цветочной полянки и корзинку с цветами. Воспитатель говорит: «Наступила весна и на лесной полянке расцвели цветы. Давайте сделаем полянку красивой». Ребёнок самостоятельно берёт цветы и украшает полянку. В дальнейшем можно усложнить задачу: выложить цветы определённого цвета и размера или чередуя цветы по цвету. После игры ребёнок убирает самостоятельно всё на место.
«Большой - маленький»
Цель: развитие умения выделять различные сенсорные признаки в предметах.
Задачи:
-познакомить с плоскими геометрическими формами – квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник;
- учить различать геометрические фигуры по цвету и размеру;
- развивать у ребенка мышление, мелкую моторику и тактильное восприятие;
- развивать образное мышление, логику;
- воспитывать познавательный интерес, усидчивость.
Материал: панно, плоские геометрическими фигуры из фетра разного цвета и размера.
Ход игры: Игра проводится индивидуально с одним ребёнком. Возьми фигурки в руки, рассмотри их, поиграй с ними: «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложить детям разложить фигурки на панно по цветам, а затем и по размеру, начиная с самой большой или с самой маленькой.
«Сенсорное панно»
Цель: стимуляция тактильных сенсорных способностей.
Задачи:
- Развивать тактильную чувствительность пальцев рук, мелкую моторику пальцев;
-Знакомить с формой предмета, цветом, размером;
-Знакомить с различными материалами (ткань, металл, бумага и т. д.).
Материал: панно с различными геометрическими фигурами и предметами.
Ход игры: Воспитатель показывает сенсорное панно, рассматривает вместе с ребенком, называет цвет, форму, материал, предлагает обследовать их, потрогать, побуждает детей включать движения рук по предмету в процессе знакомства.
«Найди окошко для фигурки»
Цель: развитие умения выделять различные сенсорные признаки в предметах.
Задачи:
- познакомить с плоскими геометрическими формами – квадрат, круг, треугольник, прямоугольник;
- учить различать геометрические фигуры по цвету и размеру.
Материалы: Рамка-вкладыш, плоские геометрические фигуры из фетра (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, разного цвета и размера.
Ход игры:
1 вариант.
Игра проводится с участием 3-4 детей. Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложить детям разложить фигурки: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в ряд».
2 вариант.
Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем ещё раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет.
«Волшебное дерево»
Цель: развитие познавательных способностей детей.
Задачи:
- формировать умения определять времена года по его характерным признакам;
- развивать познавательные способности детей, интерес, любознательность, воображение и творческую активность;
- упражнять детей в составлении короткого рассказа;
- учить наблюдать и видеть взаимосвязь явлений в природе;
- учить узнавать и называть фрукты;
- закреплять навыки счёта, ориентировку в пространстве;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Материалы: макет дерева с ветвями, набор листьев разного цвета и разных деревьев; набор фруктов, для фруктовых деревьев.
Ход игры:
1 вариант «Времена года».
В игре участвует 1 или 2 ребёнка. Воспитатель показывает карточку, соответствующую определённому времени года. Дети выбирают листочки определённого цвета и прикладывают к дереву с помощью липучек. Можно использовать загадки о временах года.
2 вариант «Спелые фрукты».
«Назовите, какие фрукты вы знаете? Где растут фрукты?» Предложить детям посчитать фрукты (яблоки, груши, вишню). «Сколько яблок на дереве? Сколько груш? А чего больше яблок или груш? Какая вишня висит выше, а какая ниже?».
«Космические дали»
Цель: формирование первоначальных представлений о Солнечной системе.
Задачи:
- Познакомить детей с Солнечной системой.
- Познакомить с названиями планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
- Закрепить понятия «больше» - «меньше», «круг», цвета.
- Развивать внимание и память.
Материал: панно с изображением орбит, набор планет, космонавтов, космического транспорта.
Ход игры. Объяснить детям, что Космос - это то, что находится над нами, высоко в небе. Над нами небо, а в небе - Солнце. Планеты Солнечной системы различны по размеру и цвету.
На первом этапе игры ребенок, с помощью взрослого, учится «приклеивать» фигуры космонавтов, ракет, планет.
1 вариант «Маршрут ракеты».
Дети, следуя инструкции педагога, накладывают ракеты на панно:
- Сначала ракета долетит до большой красной звезды, далее полетит к маленькой зеленой планете и т. п.
Дети накладывают детали на панно.