Светлана Торопова
Дидактические игры и пособия для детей дошкольного возраста по освоению опыта безопасного поведения
▼ Скачать + Заказать документы
Вашему вниманию предлагаю серию игр, составленных с учётом ФГОС, которые помогут реализовать содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Цель игр – помочь сделать жизнь дошкольников интересной, содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью общения, творчества.
Эти игры формируют у воспитанников знания об опасных для жизни ситуациях и способах их предупреждения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми, о типичных ошибках, совершаемых в опасных ситуациях. Игры познакомят детей с простыми способами безопасного поведения в разнообразных ситуациях, развить осознанность и произвольность в соблюдении основных правил безопасности; закрепят умения обобщать, анализировать, сравнивать.
Публикация «Дидактические игры и пособия для детей дошкольного возраста по освоению опыта безопасного поведения» размещена в разделах
Игры можно использовать в разных организационных формах работы: в образовательной деятельности, совместной деятельности, в самостоятельной деятельности воспитанников, в индивидуальной работе.
Используя данный игровой материал, дети самостоятельно придумывают свои игры и творческие задания.
Целевые ориентиры образования - социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования: ребёнок активно участвует в совместных играх, проявляет инициативность, обладает знаниями о социальном мире, о природном мире, о предметном мире; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания; обладает развитым воображением; умеет подчиняться правилам; способен доводить до конца начатое дело; достаточно хорошо владеет устной речью и может выражать свои мысли; способен сопереживать неудачам и радоваться успехам другим; может следовать правилам безопасного поведения и личной гигиены.
Игра 1
«Правила взаимодействия с незнакомыми людьми»
Цель: закрепить знание правил, которые помогут избежать чрезвычайных ситуаций и обеспечить собственную безопасность при взаимодействии с незнакомыми людьми; развивать мышление, наблюдательность, память; расширять словарный запас.
Игровая задача: пройди по игровому полю, назвать правила поведения в опасных ситуациях, быстрее соперника достигнуть точки «Финиш», при попадании игрока на определенный цвет на игровом поле, игрок выполняет задание, соответствующее цвету. Например: красный - присесть 10 раз, жёлтый – отгадать загадку, голубой – проговорить скороговорку, их могут придумывать, как взрослые, так и дети.
Материалы: игровое поле с зонами разных цветов, кубик, фишки по количеству детей, карточки с изображением опасных ситуаций которые могут произойти с детьми при встрече с незнакомцем.
Игра 2
«Безопасность в природе»
Цель: активизировать и расширять знания детей об опасных представителях живой природы; сформировать и запомнить с детьми правила взаимодействия с опасными представителями фауны и флоры; развивать мышление, наблюдательность, память, умение составлять рассказ по картинке; расширять словарный запас; формировать умение делать выводы и отстаивать свою точку зрения.
Игровая задача: узнать по описанию опасного представителя живой природы.
Материалы: карточки с изображением: клещ, муравей, гусеница, пчела, оса, комар, змея, собака, кошка, волчье лыко, белена, белладонна, ландыш, мухомор, бледная поганка.
Игра 3.
«Безопасность в доме»
Цель: закрепить знания детей о правилах безопасности в быту; формировать осторожное и осмотрительное отношение к опасным ситуациям; способствовать развитию умения составлять рассказы, выделять особые признаки объектов с помощью зрительного анализатора, определять пространственное расположение объектов (слева, справа, около, рядом, между); развивать мышление, речь, внимание, память, наблюдательность.
Игровая задача: соотнести изображения предметов, техники для дома на карточках, с изображением помещения, где эти предметы могут находиться.
Материалы: карточки с изображением помещений в доме: кухня, ванная комната, комната; карточки с различным изображением предметов, техники, приборов, необходимых в доме.
Игра 4. «Поможем пострадавшему»
Цель: закреплять знания детей о правилах безопасности в быту, о приёмах оказания первой помощи пострадавшему и необходимых для этого предметах, инструментах, средствах; формировать осторожное и осмотрительное отношение к опасным ситуациям; развивать мышление, речь, внимание, память, наблюдательность.
Игровая задача:
Подобрать к игровой карте с изображением пострадавшего ребёнка карточки с изображением предметов, инструментов, средств, необходимых для оказания первой помощи.
Варианты карточек:
-ребёнок с ранкой на колене
- ребёнок с больным горлом
- ребёнок с температурой
- ребёнок, у которого течёт кровь из носа
- ребёнок, держащийся за щёку – болит зуб
-ребёнок с занозой в ладони
Материалы: карточки с изображением пострадавших детей, карточки с изображением предметов, инструментов, средств, необходимых для оказания первой помощи пострадавшему.
Игра 5. «Дорожные знаки»
Цель: закрепить знания детей о дорожных знаках и их назначении; развивать умение соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
Игровая задача:
Закрыть карточки смайликами всё игровое поле, отгадав загадки о дорожных знаках.
Варианты других игр:
«Опасность и польза предметов в быту»
«Если случилась беда – вызывай 01, 02, 03, 04 всегда»
«Опасные предметы»
В нашей группе также есть уголок безопасность, где дети могут в любое время взять нужную игру и обыграть её по своему усмотрению. Оснащен уголок представленными вам играми, играми по ПДД, есть у нас пожарный щит, который мы совместно с детьми сделали сами. Уголок пополняется и обогащается в соответствии с желаниями детей их интересами и потребностями. Создание условия для развития детей в области социально-коммуникативному развитию, способствует формированию: знаний, умений, самостоятельности, активности, развитию интеллекта, мышления, воображения, памяти, умение играть в коллективе и речевому развитию.
Благодаря данному игровому материалу дети стали:
Активно взаимодействовать со взрослым и сверстниками, участвовать в совместных играх, проявлять активность и самостоятельность; ребята самостоятельно придумывают опасные ситуации и объясняют способы их устранения опираясь на свои полученные знания в ходе игры.
Дети обладают знаниями об опасных ситуациях, которые могут случиться в природе, дома, на улицы, при встрече с незнакомыми людьми, о правилах дорожного движения и знаках, в практике (игровой) доказывают свои знания и умения. Знают телефоны экстренных служб, умеют подчиняться социальным нормам.