Татьяна Малинина
Многофункциональное дидактическое пособия «Путешествие в мир природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование авторского интерактивного дидактического пособия «Путешествие в мир природы» для реализации образовательной области «Познавательное развитие»
Автор Малинина Татьяна Александровна
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».
• Познавательные интересы – стремление ребёнка познавать новое,
Публикация «Многофункциональное дидактическое пособия „Путешествие в мир природы“» размещена в разделах
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2020
• Познавательные действия – активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знания, умения и навыки.
• Познавательное развитие – совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка.
Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.
В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС ДО названа «Развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность, экспериментирование с доступными материалами.
В основной образовательной программе нашего учреждения в раздел Образовательная область «Познавательное развитие» включены следующие подразделы:
• Формирование элементарных математических представлений
• Развитие познавательно-исследовательской деятельности
• Ознакомление с предметным окружением
• Ознакомление с социальным миром
• Ознакомление с миром природы
Остановимся на таком аспекте развития детей как «Познавательное развитие, через ознакомление с миром природы».
Данная тема была выбрана не случайно.
Экологическое воспитание детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они сейчас находятся. Работу в этом направлении необходимо начинать с первых лет жизни, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему.
Использование традиционных пособий, в полной мере, не решает задач основной образовательной программы. Исходя из этого, было разработано интерактивное дидактическое пособие «Путешествие в мир природы».
Целью данного пособия является формирование экологической культуры и развитие у детей познавательных интересов.
Задачи:
• Формировать представление детей о природе;
• Развивать у детей любознательность, познавательную мотивацию, формировать познавательные действия;
• Формировать коммуникативные навыки, партнерское взаимодействие;
• Воспитывать самостоятельность.
При разработке пособия учитывались, требования ФГОС ДО.
Пособие включает в себя игровое поле и мультимедийные дидактические игры.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Использование авторского интерактивного дидактического пособия Путешествие в мир природы для реализации образовательной области Познавательное развитие Автор Малинина Татьяна Александровна](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-305447-1582359643.jpg)
Данное пособие универсальное, многофункциональное. Привлекает внимание детей световыми, звуковыми эффектами. Пособие может быть использовано как совместно со взрослым в деятельности, так и в самостоятельной.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования используются три термина познавательное развитие познавательные интересы и познавательные действия](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-305447-1582359761.jpg)
Каждую игровую зону ребенок может взять и перенести в любой уголок группы.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Познавательные интересы стремление ребёнка познавать новое Публикация Многофункциональное дидактическое пособия Путешествие в мир природы размещена в разделах Природа экология](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-305447-1582359814.jpg)
В основе пособия лежит игра-ходилка, путешествие по которой осуществляется с помощью кубика и фишек, которые передвигаются по игровым зонам с экологическим содержанием. Дети по очереди бросают кубик и перемещают фигурки по игровой дорожке.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Познавательное развитие совокупность количественных и качественных изменений происходящих в познавательных психических процессах в связи с возрастом под влиянием среды и собственного опыта ребёнка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-305447-1582359898.jpg)
Игровая зона «Огород». Попадая на «Огород» ребенок с помощью музыкальных часов выбирает овощ, достает его из домика и одевает на пальцы, определят его форму и цвет, и передвигается по грядке огорода, выбирая цвет и форму «своего» овоща.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-305447-1582359958.jpg)
Игровая зона «Домики домашних животных и птиц». Ребенку предлагается отгадать загадки «Кто живёт в домике». Проверить отгадку можно открыв замочек на дверке домика. Ребенок находит там не только изображение самого животного, но и его детенышей. Вкладыши можно заменять.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Данная тема была выбрана не случайно](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-305447-1582359981.jpg)
Игровая зона «Лес». Игровая зона леса расположена на магнитной доске. Ребёнок выкладывает картинки с признаками времени года и составляет рассказ по картинке. Здесь же ребенок закрепляет знания правил поведения в природе. Проверить правильность ответа можно, нажав на цветок. При правильном ответе слышится звуковой сигнал.
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Работу в этом направлении необходимо начинать с первых лет жизни когда в детях закладывается фундамент познавательной активности пробуждается интерес к окружающему](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-305447-1582360032.jpg)
Игровая зона «Водоём». Детям предлагается классифицировать обитателей водоема, собрать мусор из водоёма в контейнер. Таким образом, решаются и задачи природоохранной деятельности. Вокруг пруда располагаются островки с звуковыми лягушками. Ребенок выбирает лягушку и ищет ей пару по звучанию наполнителя внутри лягушек.
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Использование традиционных пособий в полной мере не решает задач основной образовательной программы](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-305447-1582360078.jpg)
Игровая зона «Детская площадка». Игровая зона - электронная игра-викторина, где ребенок классифицирует разные группы растений и животных, признаки времен года. При правильном ответе зажигается световой индикатор.
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Исходя из этого было разработано интерактивное дидактическое пособие Путешествие в мир природы](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-305447-1582360122.jpg)
В игровой зоне «Гора с пещерой». Находится сундук. В сундуке может находиться любая дидактическая игра. Я вложила игру «Чей хвост?».
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Целью данного пособия является формирование экологической культуры и развитие у детей познавательных интересов](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-305447-1582360152.jpg)
Попадая на красный цвет на игровой дорожке с изображением монитора, игра продолжается с выполнением заданий на экране.
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 При разработке пособия учитывались требования ФГОС ДО](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-305447-1582360243.jpg)
Мною разработаны мультимедийные дидактические игры, включающие в себя четыре раздела: «Времена года», «Живая природа», «Неживая природа», «Охрана природы».
Ребенку предоставляется право выбора раздела, при помощи воздушной струи, направленной на вертушку, которая находится на вершине горы.
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Пособие включает в себя игровое поле и мультимедийные дидактические игры](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-305447-1582360332.jpg)
Игра заканчивается, когда пройдены все игровые зоны.
Эффективными для развития детей являются не только бумажные варианты игр и пособий. Как показала практика, очень эффективны электронные игры и задания.