Елена Александрова
Многофункциональное дидактическое пособие «Поле чудесных превращений Зернышка»
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление
1. Предисловие 2
2. Введение 3
3. Основная часть 4
3.1. Цели. Задачи 4
3.2. Содержание 4
4. Условия реализации 5
5. Перечень используемого оборудования и материалов 5
6. Заключение 5
7. Список используемой литературы 6
8. Приложение 7
8.1. Картотека дидактических игр и упражнений, фотоотчет 8
1. Предисловие.
Публикация «Многофункциональное дидактическое пособие „Поле чудесных превращений Зернышка“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Поле чудес. Сценарии мероприятий форме игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Многофункциональное дидактическое пособие «Поле чудесных превращений Зернышка» рассчитано на детей старшего дошкольного возраста.
Перед нами встала проблема, как сделать так, чтобы доставить детям радость от процесса познания, что бы им было это интересно, вместе с тем развивать речь, мелкую моторику, расширять активный словарь.
В разработанном нами дидактическом пособии можно найти много интересных, развивающих, дидактических игр с описанием, с красочными выразительными картинками по познавательному и речевому развитию дошкольников.
Это могут быть индивидуальные игры с одним ребенком, и игры с малой подгруппой детей, и самостоятельная деятельность детей. Роль каждого из участников в игре четко определена, имеются правила, в игре предусмотрен порядок действий.
Пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
Данное пособие поможет поддержать детскую инициативу в дидактических играх, развить познавательный интерес ребенка, закрепить знания детей об окружающем мире, активизировать речь и обогатить словарь детей, развить память, внимание и наблюдательность.
2. Введение.
Актуальность.
Почти каждый день в нашем детском саду, на завтрак готовят каши. Дежурные всегда объявляют детям меню, где произносится название приготовленного блюда, ребята затрудняются запомнить и назвать ту или иную кашу, а многие отказываются даже попробовать. Появилась необходимость создания дидактического пособия «Поле чудесных превращений Зернышка».
Проблема.
Стремительный ХХI век ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей.
Современные родители не готовят детям каши, многие предпочитают «быструю еду»: готовят бутерброды, покупают пиццы, чипсы и совсем забывают про здоровую пищу. У детей нет наглядного примера дома, поэтому они не знают названия круп, из которых готовят каши, и отказываются их есть.
У каждого народа есть свои, присущие только ему, традиции, мы забыли исконно-русские традиции здорового питания. И поэтому на столе преобладают импортные продукты, порою щедро сдобренные химическими добавками. Польза сомнительная. Наши предки были гораздо умнее. Они употребляли простую здоровую пищу – каши, натуральные овощи, ягоды, фрукты, молоко. Такое питание позволяло им жить долго и сохранять здоровье до глубокой старости.
Наша гипотеза.
Мы предполагаем, что в результате создания и использования дидактического пособия дети расширят свои знания о злаках, узнают, что каши – не только вкусные, но и очень полезные для нашего питания. Дети приобретут умения и навыки исследовательской деятельности: искать и собирать информацию, анализировать, систематизировать и делать выводы. Появятся навыки тесного общения со взрослыми и сверстниками. Повысится интерес к познанию окружающего мира. Всё это способствует саморазвитию личности каждого ребёнка, воспитанию в нём инициативности, целеустремлённости, становлению ценностей здорового образа жизни.
3. Основная часть.
3.1. Цели дидактического пособия: формирование у детей навыков здорового образа жизни. Развитие познавательной, исследовательской, речевой, игровой деятельности.
Задачи:
1. Расширить представления детей о продуктах, необходимых для приготовления каши, закрепить названия круп (пшеница, овёс, просо, гречиха, рис, их значении для здоровья человека.
2. Активизировать и обогащать словарь детей по данной теме, развивать у детей связную (монологическую и диалогическую) речь.
3. Развивать познавательную, исследовательскую, творческую деятельность дошкольников, воображение.
4. Учить детей рассуждать, сравнивать и делать выводы.
5. Развивать мелкую моторику рук.
3.2. Содержание.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология игры с дидактическим пособием.
Метод актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность познавать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Этот метод используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра - это наиболее доступный для детей вид деятельности и способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений.
Многофункциональное дидактическое пособие ориентированно на старший дошкольный возраст, обладает целым рядом достоинств, позволяющих широко применять данный материал как в самостоятельной деятельности детей, так и в практике педагога на индивидуальных, подгрупповых занятиях, решая задачи ознакомления с социальным миром, в развитии познавательной деятельности, развитии мелкой моторики и сенсорном развитии.
Дидактическое пособие «Поле чудесных превращений Зернышка» изготовлено в совместной деятельности детей и воспитателей, и побуждает детей к активной познавательной, игровой, творческой деятельности.
Дидактическое пособие многофункционально. Представляет собой круглое панно со стрелкой по середине, состоящее из пяти цветных «полей». Для каждого цветного «поля» изготовлена цветная коробочка с карточками-заданиями: предметными карточками, карточками-схемами, мнемотаблицами; картотеки игр, оборудование для игр. Оно безопасно в использовании.
Для того, чтобы сформировать познавательный интерес детей, мы придумали и изготовили дидактическую игрушку – «Зернышко».
У «Зернышка» есть сменные кармашки, в которые насыпаны крупы, из которых готовят каши на завтрак. «Зернышко» не только меняет свои кармашки, но и загадывает детям загадки, рассказывает сказки, разучивает пословицы, скороговорки и поговорки о кашах, играет в дидактические игры.
Ребенок, играя, развивает свою речь, внимание, память, воображение, а также приобретает навыки общения. Достигается это вовлечением ребенка в игровые и речевые ситуации, где ребенок – активный участник, способный рассуждать, обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы.
4. Условия реализации.
Многофункциональное дидактическое пособие «Поле чудесных превращений Зернышка» ориентировано на старший дошкольный возраст. Применяется как в самостоятельной деятельности детей, так и в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми.
5. Перечень, используемого оборудования и материалов.
Этапы работы:
1. Эскиз работы.
2. Подбор материала.
3. Вырезание заготовки (картона).
4. Подготовка полей (вырезание и наклеивание цветной бумаги).
5. Вырезание деталей для дидактических игр.
6. Рисунки детей (подготовка карточек схем, карточек - картинок, лото.
7. Кубик, фишки для игр.
6. Заключение.
Игра формирует у детей волевые качества: умение подчинять свои действия определенным правилам, согласовывать свое поведение с задачами коллектива детей. Наконец, в игре ребенок овладевает нравственными нормами и правилами поведения, играющими решающую роль в формировании его личности.
При использовании данного пособия у детей развивается познавательный интерес, закрепляются знания детей об окружающем мире, активизируется и обогащается активный и пассивный словари детей, развивается память, внимание и наблюдательность. Данное пособие помогает педагогам разнообразить игровую деятельность, а также пополнять данное дидактическое пособие новыми дидактическими играми по разным образовательным областям.
Результат использования дидактического пособия:
- Дети познакомились с историей возникновения традиционного русского блюда – каши, получили знания о полезных свойствах каш и их значимости для растущего организма.
- Дети научились узнавать, сравнивать, описывать крупы - тем самым у них развивается связная речь, они рассуждают, делают выводы.
-У детей появился интерес к совместной исследовательской деятельности, желание проводить опыты, узнавать больше об окружающем мире.
- Формируется осознанное бережное отношение к своему здоровью, умение выбирать полезные продукты.
- Дошкольники приобрели опыт коммуникации.
7. Список используемой литературы.
1. Васильева М. А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. - М., 2009.
2. Гербова В. В. Воспитание детей. - М., 2009.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1990.
4. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М., 2010.
5. Л. Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (4-7 лет). – М., 2016г.
8. Приложение.
8.1. Картотека дидактических игр и упражнений, фотоотчет.
«Помоги Маше сварить кашу».
Цель: Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи: закреплять и упорядочить понятия детей о крупах, из которых можно приготовить кашу;
- способствовать развитию тактильных ощущений, умение определять содержимое мешочка, используя органы осязания;
- продолжать расширять и активизировать словарь детей. Уточнить название круп.
Оборудование: кукла Маша, мешочки с крупой, тарелочки для круп, картинки из серии «Злаки».
Ход игры:
До начала игры с детьми нужно рассмотреть разные виды крупы для приготовления каши (такие же крупы лежат в мешочках). Эти крупы лежат в приготовленных заранее тарелочках. Дети рассматривают крупу на тарелке, с помощью зрительного и тактильного восприятия обследуют крупу.
Задание можно немного усложнить, добавив картинки из серии «Злаки» и предложив им показать растение, из которого производят крупу данного вида. После того как дети обследовали крупяные изделия на тарелочке, ребёнку предлагается определить какая крупа лежит в мешочке, используя тактильные ощущения. После того как ребёнок на ощупь сможет определить крупу, то правильность выполнения задания можно проверить, открыв мешочек и достать содержимое.
В игре может принимать участие от 1 до 10 детей.
«Волшебное превращение зернышка».
Цель игры: систематизировать представления детей об истории возникновения каши на столе.
Задачи.
- Продолжать учить детей строить логическую цепочку (от зернышка до каши).
- Формировать представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы превратиться в кашу.
- Обогащать словарный запас детей.
- Формировать умение анализировать и делать выводы.
- Воспитывать у детей уважительное отношение к труду людей.
Оборудование: комплект карточек, на которых изображен путь от зернышка до конечного продукта (каши);
Ход игры:
Детям предлагается набор карточек. Дети самостоятельно выбирают карточку. Ребенок должен выстроить логический ряд из картинок, на которых обозначен путь зернышка (злаковое поле, трактор вспахивает землю, сеялки сеют семена, появляются всходы, комбайн убирает колосья, грузовики везут зерно на элеватор, с элеватора зерно поступает на завод, с завода в магазин.)
Каждый игрок проверяет свои карточки и при наличии картинки с такой же крупой, закрывает её фишкой. Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки на своих карточках и назовет правильно названия этих круп.
«Свари кашу из крупы».
Цель: уточнить название круп и блюд, которые можно из них приготовить.
Задачи: формирование навыка словообразования, активизация словарного запаса, учить образовывать относительные прилагательные, расширение представлений об окружающем мире. Воспитывать интерес к приготовлению пищи. Развивать фантазию, мышление, мелкую моторику рук.
Оборудование: картонный шаблон в виде кастрюли, картонные ложки с целлофановыми пакетиками, с крупами: геркулес, манка, гречиха, рис, пшено, горох.
Ход игры:
Воспитатель (дети самостоятельно) раздаёт «ложки с кашей», дети рассматривают различные виды круп, уточняют названия круп и каш, которые можно из них приготовить; сравнивают, чем манка отличается от пшена, рис – от гречихи и т. д. Можно предложить детям назвать из какой крупы какая каша получается (например, пшённая, рисовая манная, гречневая, геркулесовая). Эти прилагательные вводятся в предложения различных моделей: (например, я в кастрюлю налью молоко, положу соль, сахар, масло, насыплю пшено и сварю пшенную кашу и т. п.)
«Найди растение, крупу, назови кашу».
Цель: продолжать знакомить детей со злаковыми культурами, и производством из них зерна и каши.
Задачи:
- упражнять детей в выстраивании цепочки (злак – крупа – каша)
- активизировать словарь детей
Оборудование: карточки по количеству детей, фишки.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки и выстроить цепочку
Просо: пшено — пшенная каша, пшеница: манная крупа — манная каша и пшеничная крупа — пшеничная каша, ячмень: перловая крупа — перловая каша, овес: овсяная крупа и овсяные хлопья (геркулес) — овсяная каша, гречиха: гречка — гречневая каша, рис: рис — рисовая каша. В усложнении, дети самостоятельно проводят игру.
Лото «Каша – сила наша».
Цель: учить различать и называть крупы.
Задачи: продолжать: формировать у детей представления о крупах; развивать связную речь, грамматический строй речи.
Оборудование: карточки с крупами по количеству детей, круглые фишки, с крупами.
Ход игры.
Дети играют совместно со взрослым.
Дети получают карточки с образцами крупы. Ведущий достаёт из коробочки фишки с крупой и показывает участникам.
Каждый игрок проверяет свои карточки и при наличии картинки с такой же крупой, закрывает её фишкой. Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки на своих карточках и назовет правильно названия этих круп.
Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.
Цель: способствовать развитию мелкой моторики рук, развивать познавательный интерес, усидчивость, концентрацию внимания.
Задачи: познакомить детей с историей получения различных круп, например, где выращивают гречку, пшено, как получают кукурузную крупу, манку и т. д.
«Прячем ручки»
В приготовленную емкость, высыпать крупу по выбору - гречку, рис или пшено, предложить детям опустить в нее руки и пошевелить пальцами. Можно играть в прятки с руками: «Где же наши ручки?».
«Мы ладошками катаем»
Можно покатать зерна в ладошках, приговаривая:
Мы ладонями катаем
Фасолевые зернышки
Станьте ловкими скорей,
Пальчики, ладошки!
«Ищем секрет»
Спрятать можно не только ручки, но и игрушки, различные предметы, крупную фасоль, горох, кукурузу. Предложить детям отыскать их. А если емкостей будет сразу несколько и в каждой будет свой секрет, то без сомнения интерес возрастет еще больше!
«Помоги Золушке»
Взять небольшое количество фасоли, гороха и кукурузы, перемешать их в тарелочке и предложить детям разделить горох и фасоль и разложить их в свои тарелочки. Перемешать можно манку и фасоль, тогда разделить их можно с помощью сита. Высыпать крупу на поднос и предложить детям собрать все в банку. Сначала банку можно взять с широким горлышком, затем, со временем, поменять ее на банку с более узким горлышком. Такое занятие позволяет овладеть таким важным движением, как «щепотка».
«Пересыпаем крупу»
Пересыпать крупу при помощи стакана, ложки, совочка, а может даже ладошек из одной ёмкости в другую. Пересыпать крупу из руки в руку над подносом. Можно использовать разные крупы – рис, горох, манку. Можно обратить внимание детей, на то, что звук от каждой крупы свой, от гороха - звонкий, от риса – приглушенный, от манки – практически беззвучное шуршание.
Исследовательская деятельность.
«Стали зернышки большими»:
рассматривание целых зерен и муки (злаковых культур) через лупу;
«Какое зернышко всех краше»:
определение круп по их свойствам (по форме, цвету, размеру, запаху).
«Пора зернышкам домой»:
сортировка разных круп, смешанных в одной тарелочке, по разным контейнерам;
«Нужно зернышки помыть»:
замачивание крупы в воде, почему моют крупу;
«Волшебная мельница»:
помол зёрен на ручной кофемолке
«Волшебное сито»:
просеивание муки, полученной в результате помола;
«Мы умеем делать клей»:
приготовление клейстера из муки для аппликаций