Оксана Римовна Солдатенко
Многофункциональное дидактическое пособие по ФЭМП для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста «Весёлые фигурки»
▼ Скачать + Заказать документы
Многофункциональное дидактическое пособие по ФЭМП для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста «Весёлые фигурки»
Пояснительная записка.
Публикация «Многофункциональное дидактическое пособие по ФЭМП для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста „Весёлые фигурки“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2023
Именно в дошкольном возрасте важно ребёнку получить необходимый запас знаний о математических представлениях и умении сравнивать, обобщать, анализировать…
Ученые отмечают характерные особенности, свойственные детям с ЗПР, при формировании элементарных математических представлений :
- нарушены процессы обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза;
- наблюдается слабость мыслительных операций при выполнении элементарных математических представлений;
- трудно формируются количественные представления;
- не умеют сравнивать две группы множеств, не пользуются самостоятельно приемами наложения и приложения;
- испытывают трудности в решении задач;
- не испытывают потребности рассматривать, исследовать, оценивать предметы, их взаимное положение, количественные и пространственные отношения групп предметов;
- ориентируются лишь на общий объем предмета, не выделяя его длину, высоту, ширину;
- не владеют приемами измерения: наложением, приложением, условной меркой;
- слабо распознают основные геометрические формы и фигуры;
- испытывают трудности в нахождении предметов заданной формы в окружающей обстановке;
- не дифференцируют объемные формы и плоскостные фигуры;
- нарушена пространственная ориентировка;
- с трудом запоминают эталоны и меры времени.
Основными задачами коррекционной работы по передаче математических знаний (с учетом особенностей детей с ЗПР) являются:
- развитие умения воспринимать, запоминать, различать, выделять по образцу, группировать предметы по заданному количественному признаку, отвлекаясь от других свойств предметов, их функционального назначения и расположения, воспроизводить по подражанию, образцу и словесной инструкции изменения расположения предметов в пространстве;
- обучение детей умению сравнивать, устанавливать соответствие между элементами множеств, используя при этом практические приемы, устанавливать причинно-следственные отношения и зависимости;
- формирование у детей способов усвоения общественного опыта: подражания, действия по образцу, выполнения занятий по словесной инструкции;- развитие речи, т. е. обучение употреблению в речи слов, обозначающих качественные и количественные признаки предметов, количественные отношения слов, обозначающих действия с предметами;
- установление с детьми личного эмоционального контакта, делового сотрудничества.
Поэтому важно в доступной, интересной форме организовать обучение наших детишек. Возникла идея создать интересное дидактическое пособие.
Разрабатывая данное пособие, я старалась охватить все разделы по ФЭМП в старшем дошкольном возрасте с учётом особенностей развития детей. Широкое использование игровых заданий и упражнений данного пособия, представляются важным для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствованию познавательной деятельности, общего умственного развития.
Дидактическое пособие по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) «Весёлые фигурки» предназначено для использования в индивидуальной работе с детьми, для работы с подгруппой и самостоятельной деятельности.
Цель использования пособия «Весёлые фигурки» :
Формирование элементарных математических представлений.
Задачи:
*Закреплять представления о форме, цвете, пространстве;
* Закреплять умение соотносить количество предметов с числом его обозначающим; сравнивать количество предметов, развивать пространственные понятия: слева, справа.
*Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры, соотносить их с силуэтным изображением (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция, полукруг, десятиугольник (звезда);
*Развивать навыки классификации предметов по форме, цвету, величине, ориентировке в пространстве, количеству и счету;
*Развивать логическое мышление, память;
*Развитие мелкой моторики пальцев, упражнять в умении определять предметы на ощупь.
* Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10, находить число в ряду и соседние с ним числа;
Пособие включает в себя серию дидактических игр по ФЭМП.
1. Д/и «Возьми фигуру, которую назову и поставь на игровое поле»
*Педагог называет фигуру геометрическую и даёт указание куда её поставить на игровом поле. Выигрывает тот, кто первым справился с заданиями и заполнил игровое поле.
*Можно поставить фигуру по отношению к игрушке.
*Можно найти фигуру на ощупь, а потом (кто быстрее)
В игре могут играть от 1до 8 детей.
2. Д/и «Найди домик фигуре и продолжи ряд»
*На полосках силуэтные изображения геометрических фигур. Поставить на силуэт фигуру, соответствующей формы.
*Можно продолжить ряд фигур, повторяя образец.
Играют от 1до 8 детей
3. Д/и «Разложи по цвету»
*Педагог предлагает на карточке с соответствующим цветом, разложить все фигуры соответствующего цвета.
* Сосчитать и найти цифру, соответствующую числу.
4. Д/и «Сложи картинку по схеме»
Педагог предлагает наложить на схему фигуры и назвать получившуюся картинку.
5. Д/и «Обведи и заштрихуй»
Обводим и штрихуем обведенные фигуры по схеме.
6. Д/и «Какой фигурки не стало? Сосчитай и найди цифру»
*Педагог убирает поочерёдно фигуры, дети должны вспомнить и назвать недостающую фигуру.
*Сосчитать фигуры и найти цифру