Фанзиля Валиева
Многофункциональное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Волшебные круги»
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю дидактическое пособие, как играть с нашими детьми для развития познавательных и интеллектуальных способностей при помощи самодельных пособий.
Мы, воспитатели не забываем о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит цель воспитателя научить ребенка играть, а в процессе игры, потихоньку, незаметно знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию. Пусть дети не видят, что их чему – то обучают, пусть думают, что они только играют, но не заменто для себя в процессе игры, дети учатся считать, складывать и вычитать – более того они решают разного рода логические загадки, учатся мыслить творчески. А роль взрослого в этом процессе – поддерживать и направлять интерес детей.
Публикация «Многофункциональное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста „Волшебные круги“» размещена в разделах
Это пособие предназначен для всех возрастных групп и использовать можно, начиная с младшей группы до подготовительной группы. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, закрепляют счет в пределах до 5 или до10, закрепляют умение соотносит количество с числом, освоят состав числа, развивают умение соотносит предметы по форме, закрепляют представления о знакомых геометрических фигурах, умение видеть силуэты геометрических фигур в окружающих предметах, а также расширяют представления о природе, о домашних и диких животных, закрепляют умение использовать в речи точные названия мест обитания животных и их жилище, чем они кормятся. Пособие способствует развитию мелкой моторики, внимания и логического мышления, умение делать элементарные выводы устанавливать причинно-следственные связи. Цели и задачи по каждой возрастной группе меняются и усложняются.
Пособие очень проста в изготовлении и состоит из основы – это деревянная доска, покрашенная в сиреневый свет, длина которой равна 38, 5 сантиметрам, ширина равна 23,5 сантиметрам. На ней закреплены два шурупа, куда вставляются два круга диаметром 19 сантиметров.
Круги свободно поворачиваются, не соприкасаясь друг с другом. Они разбиты на 8 секторов, где изображены разные картинки.
В пособии 28 круга, в них задания и упражнения по познавательному развитию. Все круги ламинированы.
Сверху на круги устанавливается картонная крышка с прорезью в виде ромба, длиной 39 сантиметров и шириной 24 сантиметра.
В получившемся окне дети будут подбирать пары картинок, изображенных на секторах, вращая круги с боковых неприкрытых сторон.
Хранятся круги в коробочке, (они вложены в конверты соответственно образовательным областям.) На обратной стороне для удобства в пользовании, пара кругов обозначена маленькими кружочками, квадратиками и треугольниками одного цвета.
Инструкция по работе с пособием.
Данное пособие может использоваться одновременно двумя детьми. В этом случае один ребенок крутит круг находящийся слева, устанавливает свою картинку, второй ребенок вращает круг справа и устанавливает подходящую картинку в окошке в виде ромбика, рассуждая, и договариваясь друг с другом. После выполнения упражнения или задания дети могут продолжить использовать круги с другими вариантами. Также оно может использоваться двумя подгруппами детей, по два ребёнка. Дети выполняют аналогичные действия или упражнения, но договариваясь в паре. Пособие может использоваться одним ребенком, тогда он вращает левый и правый круги, соотнося картинки по определенной теме. Пособие может использоваться воспитателем для индивидуальной работы с ребенком.
Варианты использования волшебных кругов.
«Познавательное развитие», направление ФЭМП.
Вариант 1.
«Сколько».
Цель. Совершенствовать навыки количественного счета, закреплять умение соотносить количество предметов с соответствующей цифрой. Развивать внимание, мышление, память.
Инструкция. Предложить ребенку (детям) соотнести соответствующую картинку с цифрой, поворачивая круги.
Вариант 2.
«Больше, меньше, поровну»
Цель. формировать у детей представление равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».
Вариант 3
«Угадай, какой формы?» (2 пары кругов)
Цель. Закреплять представления о знакомых геометрических фигурах, умение видеть силуэты геометрических фигур в окружающих предметах.
Развивать образное мышление.
Инструкция. Предложить ребенку (детям) поворачивая круги
соотнести предмет с соответствующей фигурой, проговаривая, например: арбуз круглой формы.
«Познавательное развитие», направление «Ознакомление с природой»
Вариант 4. (2 пары кругов)
«Кто где живет?»
Цель. Закреплять умение использовать в речи точные названия мест обитания животных и их жилище. Воспитывать познавательный интерес к животному миру. Устанавливать причинно-следственные связи, определяя среду обитания живых существ. Развивать наблюдательность и умение делать элементарные выводы. Воспитывать любовь к животным.
Инструкция. Предложить ребенку (детям) поворачивая круги соотнести картинку животного с картинкой со средой обитания или с жилищем, проговаривая, например, кит обитает в океане, лошадь живет в конюшне.
Вариант 5.
«Кто чем питается?»
Цель. Закреплять знания о способах питания животных в природе и при помощи человека. Развивать познавательный интерес, активизировать словарь.
Инструкция. Предложить ребенку (детям) поворачивая круги соотнести картинку животного с картинкой продукта его питания проговаривая, например, снегирь питается ягодами рябины.
А сейчас приглашаю поиграть. Выбирайте.
Варианты игр:
«Домашние животные и их малыши».
«Дикие животные и их малыши».
«Угадай листок с какого дерева».
«Угадай по тени».
«Угадай, чей след».
«Кто на чем поедет?».
«Кому что нужно для работы?».
«Найди правильный ответ» (сложение и вычитание).
Пособие можно использовать и по другим направлениям развития, например, по речевому развитию, художественно-эстетическому развитию.
Вариант 6.
Цель. Упражнять детей в подборе слов в рифму. Развивать фонематический слух, внимание, четкость произношения.
Инструкция. Предложить ребенку (детям) поворачивая круги соотнести картинки, подходящие по рифме, проговаривая, например, кефир – зефир.
Вариант7.
Цель. Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе. Закреплять умение ориентироваться на окончание слов при согласовании их друг с другом. Совершенствовать навыки образования слова при помощи суффиксов. Активизировать словарь прилагательными.
Инструкция. Предложить ребенку (детям) поворачивая круги соотнести картинки, подходящие по смыслу все варианты согласовывая окончания, проговаривая, например: малиновая карамель, малиновый сок, малиновое мороженное, малиновое варенье, пирог из малины.
«Художественно-эстетическое развитие»
Вариант8.
Цель: Закреплять представления детей о русских народных промыслах.
Совершенствовать умение соотносить элементы узора народных росписей с предметами промыслов. Активизировать словарь названиями народных росписей (хохломская, городецкая, гжельская роспись, филимоновская игрушка, дымковская игрушка, мезенская роспись, жостовские палехские подносы). Воспитывать эстетические чувства.
Инструкция. Предложить ребенку (детям) поворачивая круги соотнести картинки с узорами с предметами народно-прикладного искусства, называя соответствующую роспись.
Вариант 9.
Цель. Узнавать художников на портрете и соотносить его с произведением искусства, которое он создал. Закреплять знания о жанрах живописи. Воспитывать эстетические чувства.
Инструкция. Предложить ребенку (детям) поворачивая круги соотнести портрет художника с его картиной, называть художника и название его картины.
Вариант 10.
Цель. Узнавать художников — иллюстраторов на портрете и соотносить его с иллюстрацией, которое он создал. Упражнять в назывании отличительных особенностей оформления книги каждого из них. Развивать внимание.
Инструкция. Предложить ребенку (детям) поворачивая круги соотнести портрет художника – иллюстратора с иллюстрацией с его книги. Называть художника иллюстратора.
Вариант 11.
Цель: закреплять знания о цветах и их смешивании. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета.
Инструкция. Предложить ребенку (детям) поворачивая круги соотнести смешиваемые краски с получающимся светом. Называть краски, которые смешивались и что получилось.
Варианты могут варьироваться и усложняться.