Наталья Дёмина
Многофункциональное дидактическое пособие «Дерево»
▼ Скачать + Заказать документы
"Дерево" – авторская работа выполнена с любовью из экологически чистых материалов, несёт тепло, дополнительную энергию. Пособие изготовлено в технике папье-маше, основа связана крючком из пряжи. Конструкция мобильная, закреплена на рамочном деревянном мольберте.
Имеются съёмные взаимозаменяемые части:
Листья: красные, зелёные, жёлтые, оранжевые (разной величины, на ленточках).
Листва (весенняя, летняя, осенняя)
Туча с дождём, снегом, грозовая, 2 облака
Публикация «Многофункциональное дидактическое пособие „Дерево“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» сентябрь 2022
Солнце 4 шт. (на каждое время года)
Снежный покров, снежинки (на липкой ленте, на ватной палочке, с отверстием)
Реки (широкая, узкая)
Сосульки разной длины
Кормушка, гнездо
«Трава», «земля»
Цветы: ромашки, одуванчики (разные по величине, маки, колокольчики.
Бабочки разного цвета, разные по величине, фактуре (на липкой ленте, на ватной палочке, с отверстием)
Птицы: синицы, воробьи, снегири
Способствует реализации основных задач: образовательной, развивающей и коррекционной.
Актуальность пособия: У детей проживающих в доме ребёнка часто наблюдается задержка речевого развития, ЗПР (задержка психического развития, отставание в умственном развитии, нарушения эмоционально-волевой сферы. Внимание у большинства детей раннего и младшего дошкольного возраста неустойчивое, требуется постоянная смена видов деятельности и дополнительный стимульный материал. Обильность дидактического материала приводит к обратному эффекту. Дети становятся или более расторможенными, или полностью выключаются из деятельности. Проанализировав данную ситуацию, я пришла к выводу, что в таких случаях необходимо одно многофункциональное пособие. Таким пособием в моей работе стало «Дерево». Оно активно помогает мне составить и провести полноценное интегрированное занятие.
Это пособие направленно на активизацию всех сенсорных систем (зрительная, слуховая, тактильная, проприоцептивная, вестибулярная, обонятельная). В ходе интересных для ребенка практических действий у него возникает особое состояние эмоционального подъема. Такой положительный настрой предоставляет возможность педагогу побуждать ребенка к целенаправленным действиям, активизации речи, умению выстраивать простейшие логические цепочки. Именно в таких играх ребенок учится получать важную информацию от другого человека, усваивает речь, учится общаться и договариваться. Кроме этого, в таких играх ребенок получает возможность проявить активность, а педагог может наглядно видеть, как действует ребенок, усвоил он материал или нет.
Пособие реализует принципы развивающего обучения и воспитания в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Уникальность данного пособия состоит в его многофункциональности и постоянном совершенствовании. Пособие пополняется различными элементами, которые выполняют роль «сюрприза» для детей (старшие дети принимают участие в изготовлении дополнительного материала: лепят птиц из солёного теста, раскрашивают грудки и др.). Использование «Дерева» оказывает мне помощь в обучении детей 2 - 4 лет в формировании познавательных интересов и действий ребенка, и направлено на развитие:
познавательной активности, внимания, образно-смысловой памяти, логического мышления, зрительного и слухового восприятия.
речи (связная речь, речевое дыхание, лексико-грамматический строй, навык словообразования и словоизменения, расширение и активизация словаря, интонационная выразительность)
крупной моторики (координации движений,
мелкой моторики (согласованности, точности движений кистей и пальцев рук)
сенсорного развития (цвет, форма, величина, количество, ориентировка в пространстве, тактильные ощущения)
ознакомления с окружающим миром (закрепление знаний о природе, характерных признаках времён года, о растительном и животном мире, доброе, бережное отношение к природе)
социально - коммуникативное развитие (эмоциональная сфера, коммуникативные навыки ребёнка, совместные игровые навыки, умение соблюдать в ходе игры элементарные правила.)
пособие "Дерево" позволяет формировать способность детей переключаться от реальной визуализации к образной и абстрактной, что способствует развитию мышления, воображения, памяти, внимания, восприятия, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.);
Форма работы: индивидуальная и/или малой подгруппой (2 ребёнка).
Этапы работы с пособием «Дерево»:
1. Постановка дидактической задачи (в зависимости от выбора игры, которая реализуется через игровую задачу);
2. Игровые действия, которые определяет игровая задача и становится задачей самого ребенка;
3. Результат, т. е. решение поставленной задачи
Примеры игр и игровых заданий:
«Тело человека» - систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь (словообразование, дыхание, крупную моторику, внимание, память, коммуникативные способности.
Материал: листок (птичка, снежинка)
Ход игры: педагог обращает внимание ребёнка на листочки, висящие на дереве.
- «Выбери себе листок»
- «Давай подуем на листок и посмотрим, куда он полетит»
«Раз, два, три, листок лети»- ребёнок дует на листок и помещает на ту часть тела, которую услышал.
- «Лист упал на. личико (глаза, бровь, нос и т. д.); голову (волосы, уши); туловище (спина, живот.)»
- «Раз, два, три, листочек лети – ребёнок сдувает лист у себя или у педагога (наклоняется, кидает).
- «Где, где, где?» - «Тут!»
- педагог «щекочет» ребёнка листком в знак поддержки, для закрепления результата.
- Покажи, (назови) куда упал листок (говорящие дети называют и показывают части тела, неговорящие показывают по слову педагога)
- педагог спрашивает: - «Ещё?» - если ребёнок положительно реагирует или говорит: - «Ещё» или показывает жест, игра продолжается.
Если интерес пропал, листок помещается на дерево. – «Игра всё!» + жест или «Раз и два, раз и два, всё, закончилась игра!»
Похвалить детей за работу.
Цель: систематизация знаний и представлений об окружающей действительности
«Лето, осень, зима, весна» (дети выбирают сезонные признаки);
«Удивительные превращения» (туча грозовая, тучка дождевая, лучики на солнышке и т. д.)
«Посчитай» - обогащать словарь числительными один лист – много листьев, снежинок, птиц, веток, яблок …
- учить согласовывать числительное один с сущ. в роде, числе – один лист, одна снежинка, одна птичка, одно яблоко, одна капля и т. д. ;
«Жадина» - согласование притяжательных местоимений по роду и числу: мой листик, моё солнышко, моя туча, мои цветы;
«Я, ты, он, она, мы…» - учить использовать местоимения в своей речи, соотносить их с существительными соответствующего рода и числа (я дую на листик, ты дуешь на листик.);
«Назови ласково» - обучение умению составлять уменьшительно-ласкательную форму существительного посредством суффикса
«Чего не стало», «Что изменилось» - развивать зрительное внимание, память
«Игры - загадки», «Найди по описанию» - учить выделять части целого
Цель: формировать умения различать предметы по цвету (листьев, травы, снега, грудки птиц., обозначать словом. Закрепление цветов (красный, желтый, синий, зеленый)
«Где такой?»
«Собери» (все зеленые яблоки, все красные листья, все желтые цветы)
«Кто, что делает?» - активизировать речь ребёнка путём внедрения глаголов: летит, сидит, клюёт, капает, льёт, тает, несёт, набухает; солнышко: греет, светит;
- учить строить фразу типа: «листья качаются», «дождь идёт», «птицы прилетели», «снег падает», «ветер шумит» …
«Что шумит?» - побуждать узнавать по звучанию (шум дождя, ветра; пение птиц) https://noisefx.ru/
«Кто кричит?» - побуждать в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом, развивать звукоподражания (шум ветра, пение птиц "синь – синь", "зинь – зинь", чик – чирик)
Цель: формировать умения различать предметы по величине и обозначать их словами:
• «Большой, маленький» (лист, туча, капля, ромашка)
• «Длинный - короткий» (луч, ветка, сосулька)
• «Широкая – узкая» (река)
• «Толстая – тонкая» сосулька
• «Разложи листья по величине» (в порядке возрастания, в порядке убывания)
Цели: развитие связной речи, формирование понятий пространственных отношений двух предметов: на, в, под, вверху, внизу, около, возле, у, за, слева, справа.
«Что где находится»; (цветок внизу, солнышко вверху)
«Где спряталась синичка и др. ?»
Цель: развитие мелкой моторики: пристёгиваем «снежинки» (пуговицы, липкая лента, развешиваем листья, вставляем «снежинки» в мелкие отверстия, сыпем крупу в кормушку и т. п.
«Развесим, соберём листочки, яблоки, снежинки» - упражнять детей в отстёгивании и пристёгивании липучек, пуговиц
«Снег идёт» - крутим «снежинку» на ватной палочке между большим и указательным пальцем, между большим и средним и т. д. Помещаем на панно.
«Бабочка летит» - крутим «бабочку» на ватной палочке между большим и указательным пальцем, между большим и средним и т. д. Помещаем на панно.
«Фокусник» - развивать крупную, мелкую моторику, тактильную чувствительность.
Собрать (скомкать) кусочек полиэтилена, ткани (листочек) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).
Ребёнок комкает, начиная с уголка так, чтобы он весь уместился в кулачке. Это кажется простое упражнение, детям с нарушением моторики выполнять трудно, но интересно. Первое время дети помогают прятать листочек другой рукой. Спрятали, нашли, разгладили, повесили на веточки.
Проблемные ситуации
Цель: воспитывать доброе, бережное отношение к природе.
«Птичка потерялась, голодная - Ой, ой, ой. Ай, ай, ай.»
«Ветка отломилась» (бывает случайно). Легко реставрируется с помощью детей.
Игровая направленность помогает повысить эффект процесса обучения и развития ребенка. Знания и умения, приобретенные в игровой форме, превращаются в активный запас знаний и практических умений и легко
переносятся на другие виды деятельности. Систематическое применение речевых игр позволяет детям устанавливать разнообразие связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями, сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа глаголов, прилагательных, предлогов и наречий, в целом — в улучшении строя детской речи, в овладении словообразованием, формообразованием и синтаксическими структурами. Коррекционно – развивающая работа с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, с опорой на зрительный образ и активную предметную деятельность, становится более эффективной.
Рекомендую использовать пособие в работе с детьми 2-7лет.