Ольга Тимошина
Многофункциональное дидактическое пособие для детей 3–7 лет «Огород»
Актуальность пособия - имеет развивающее, образовательное и воспитательное значение.
Цель: Создать условия для развития познавательно – исследовательской деятельности детей.
Образовательные задачи:
1. Формирование элементарных экологических представлений:
- Обогатить и закрепить знания детей об овощах и фруктах (ввести новое понятие – огород, правильно называть овощи, описывать их цвет, форму и величину, различать овощи по внешнему виду и т. д.);
- Закрепить знания о пользе овощей и фруктов, о витаминах, содержащихся в них;
Публикация «Многофункциональное дидактическое пособие для детей 3–7 лет „Огород“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Огород. Игры, дидактические пособия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2020
- Познакомить со способами использования их в пищу (готовим салат, варим борщ и т. п.);
2. Формирование элементарных математических представлений детей в игровой форме.
- Учить сравнивать овощи, фрукты по величине, форме; находить сходства и различия;
- Закрепить понятия один – много, навыки счёта;
3. Формирование правильной речи:
- Учить образовывать формы множественного числа существительных, слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
- Учить согласованию слов по родам, числам и т. д.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к окружающему миру;
-развивать умение отвечать на вопросы воспитателя;
-способствовать сенсорному развитию и слуховому восприятию;
-развивать внимание, интерес, мышление;
- развивать, обогащать и активизировать речь детей.
Воспитательные:
- воспитывать у детей привычку помогать окружающим, быть активными, внимательными и отзывчивыми при взаимодействии друг с другом;
- воспитывать интерес и желание к познанию окружающего мира;
- воспитывать благодарные чувства к природе и людям, которые благодаря своему труду, получают урожай.
Описание пособия: Данное пособие предназначено для игры детей 3 – 7 лет. Выполнено оно из фетра и оформлено в виде огорода. В пособии представлены овощи: тыква, репка, капуста, чеснок, лук, морковь, свёкла, огурцы, томаты, горох, баклажан, перец, картофель, редис. Также в пособие входят корзиночки для сбора урожая, игрушки: леечка, лопатка, грабли, машинки.
Методические рекомендации по использование дидактического пособия «Огород».
Данное пособие может быть использовано педагогами дошкольного учреждения в работе с подгруппой детей 3 -7 лет на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, формированию элементарных математических представлений.
Методические рекомендации по использованию пособия составлены в соответствии с ФГОС ДО, все задания построены в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. В процессе игр используется личностно-развивающий подход взаимодействия детей и воспитателя. Так же пособие предполагает индивидуальную работу с каждым ребенком, не усвоившим знания на занятии.
Приложив совсем немного фантазии, можно придумать множество занимательных игр с «Огородом». Можно садить овощи, ухаживать за огородом, импровизируя полив и прополку, собирать урожай, везти на грузовике богатый урожай, продавать и покупать овощи в магазине, взвешивая и рассчитываясь за покупки на кассе. А также готовить отменный борщ, щи, варить картошку и делать салат.
Игра «Есть у нас огород», с 3 лет.
Цель: уточнить порядок действий при посадке овощей, закрепить понятия «больше – меньше», уметь находить овощи, необходимые для борща.
Есть у нас огород,
Урожай в нём созревает
Круглый год.
Всё, что хочешь, здесь найдёшь.
Тыква, лук, чеснок растёт,
Репка и ещё горох.
Огурцы, морковь, томат,
Каждый урожаю рад.
Бабка с дедом урожай собирают,
Своих внуков витаминами зимой угощают.
Ну, а детки урожай собирать помогают.
Варианты игры:
- Собираем в большой ящик всю морковку, а в маленький – 2 свёклы;
- Сосчитаем овощи;
- В каком ящике больше?
-Запоминаем порядок действий при посадке овощей: возьмём лопатку, вскопаем землю, взрыхлим граблями, посадим овощи, польём из леечки;
- Складываем в ящик всё, что нужно для борща;
- Называем цвет овощей и т. д.
Игра «Собираем урожай», с 3 лет.
Цель: познакомить детей с правильными названиями овощей.
Процедура проведения. Ребенку предлагается помочь медведю собрать урожай. По просьбе воспитателя ребенок постепенно собирает в маленькую корзину один вид овощей, называя при этом форму и цвет, затем собирает следующий вид овощей. В конце игры медведь благодарит ребенка за помощь. Также по завершению игры можно попросить ребенка разложить овощи по виду.
Игра «Разложи по цвету», с 3 лет.
Цель: учить детей классифицировать предметы по цвету.
Процедура проведения. Ребенку предлагается помочь медведю разделить овощи по цветам. Ребенок распределяет урожай по корзинам такого цвета, какого цвета овощ.
Игра «Посчитай», с 3 лет.
Цель: научить ребенка считать в пределах пяти.
Первый вариант. На макете огорода посажено разное количество овощей нескольких видов, ребенку предлагается сосчитать их и зарисовать на листе, такое же количество овощей.
Второй вариант. Воспитатель помогает ребенку закрепить понятия «один - много». На грядках посажено большое количество овощей одного вида. Отдельно посажена одна тыква или одна репка. Воспитатель задает вопросы: сколько капусты, сколько тыкв? (один - много)
Игра «Больше – меньше – равно», с 3 лет.
Цель: учить определять равное и неравное количество предметов методом приложения и наложения.
Первый вариант. Ребенку дается задание посадить в лунки 4 морковки или какой-либо другой овощ. Воспитатель задает вопросы: сколько лунок, сколько морковок? Чего больше лунок или морковок? Ребенку дается задание сравнять количество лунок и морковок. (метод наложения)
Второй вариант. Ребенку предлагается помочь медведю посадить равное количество овощей разного вида. Например, по две морковки, две свеклы, две капусты.
Третий вариант. На первой грядке посажено 2 морковки, дается задание на второй грядке посадить такое же количество морковок или другого овоща. Воспитатель задает вопросы: сколько овощей посажено на первой грядке, сколько овощей на второй грядке? Поровну ли их? (метод приложения) Задание с усложнением: на первой и второй грядке посажено неравное количество любых овощей одинакового или разного вида, необходимо сравнять количество овощей первой и второй грядки.
Игра «Найди такой же», с 3 лет.
Цель: учить узнавать геометрические фигуры в предметах.
Воспитатель показывает геометрическую фигуру (например, круг) и просит подобрать подходящие по форме овощи. Чтобы сформировать представление о той или иной геометрической фигуре, необходимо осязательно-двигательное обследование предмета. Поэтому, когда ребенок находит овощ, подходящий по форме, он должен обвести его пальцем.
Игра «Что изменилось?», с 3 лет.
Цель: тренировать память, развивать внимание.
Воспитатель выкладывает овощи в ряд и предлагает детям рассмотреть их и запомнить их расположение. Затем просит детей закрыть глаза, а сам в это время убирает один из овощей. Открыв глаза, дети должны сказать, что изменилось. Игра повторяется несколько раз.
Игра «Больше- меньше», с 3 лет
Цель: учить детей сравнивать предметы по величине, формировать умение выбирать предметы с ориентировкой на его величину.
Ребенку предлагается выполнить просьбу воспитателя, сначала найти на грядках и отобрать большие, а затем маленькие овощи.
Игра «Чудесная коробочка»
Цель: тренирует мелкую моторику, развиваются воображение и память
Дети поочередно достают фрукты из коробочка и пытаются описать его внешний вид, цвет, форму, величину).
Игра «Подбери признак».
Цель:Подбор имен прилагательных к имени существительному.
Помидор (какой)- большой, круглый, красный, сочный и тд.
Игра «Четвертый лишний».
Цель: Развивает логическое мышление, память внимание, развитие тактильных ощущений.
В ряд с овощами выкладывается представитель из фруктов. Ребенку предлагается найти «лишнее» и обосновать свой выбор.
Игра «Один- много».
Цель: Образование формы множественного числа существительных. Помидор - помидоры, огурец - огурцы и т. д.
Игра «Счет овощей и фруктов».
Цель: Развитие математических представлений, а также развитее мелкой моторики. Одна помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров и т. д.
Игра «Назови ласково».
Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Помидор-помидорчик, Огурец -огурчик, лук- лучок и т. д.
Игра «Жадина»
Цель: обучение правильному употреблению слов "мой", "моя", "моё", "мои", согласованию слов по родам. Моя – морковка, мой- помидор, Мой- лук и т. п.
Игра «Что изменилось?»
Цель: развивает память, внимание.
Расставить овощи и фрукты. Попросите детей внимательно на них посмотреть и запомнить. Затем дети закрывают глазки.. Уберите какой-нибудь предмет или поменяйте предметы местами.
Игра «Магазин».
Что ты купила? (огурец) А какой огурец? (зеленый, овальный, твердый, хрустящий)ит. д.
Игра «Приготовим блюдо»
1. Составление меню.
-выбор блюда (игрок выбирает карточку-символ блюда, которое он собирается приготовить, вставляет в грядку, называет его);
2. Приготовление блюда.
-подборка овощей (игрок выбирает соответствующий овощ, собирает его из частей, «садит» в грядку);
-описание овоща (игрок называет признаки предмета (цвет, форма, размер, вставляет в грядку соответствующие картинки и цифру с необходимым количеством этого овоща;
Овощей может несколько: игрок может выбрать сам, а может подсказать наводящими вопросами воспитатель.
- процесс приготовления (игрок руками показывает, имитируя, что будет делать с этим овощем: мыть, чистить, резать, тереть, пробовать и т. д. Все действия проговариваются, оцениваются: «легко-сложно», «быстро-медленно», «нужно помочь взрослому» и т. д.
3. Результаты.
-оценка блюда (игрок даёт оценку своему блюду сам, а может попросить кого-нибудь другого: это будет «вкусно-не вкусно», полезно- не полезно» и т. д. Он ставит в грядку карточку с «+» или с «-» соответственно.
Игра «Как растет и зреет овощ».
Например, помидор. Сначала появляется желтый цветочек, потом на месте желтого цветочка появляется зеленый помидорчик, а затем он становится красным, а еще ведь есть и желтые помидоры. Ребенок увидит, что молоденький лучок светлый, а по мере роста он превращается в деда, во сто шуб одетого. На примере морковки, растущей на нашем огороде, можно объяснить ребенку в какой это такой темнице сидит девица и почему у нее коса на улице.
Использованная литература:
1. Козина Л. Ю. Игры по математике для дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2008
2. Балашова Т. В. Лучшие развивающие задания и игры для дошкольников и младших школьников. Ярославль: 2010