Елена Куликова
Конспект занятия «Город-герой Москва»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Город герой – Москва
Цель: расширение представлений о столице
Задачи:
Образовательная: познакомить детей с обороной Москвы в годы Великой Отечественной войны
Развивающая: развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях;
Развивать познавательную активность детей, любознательность, наблюдательность, поисковую деятельность.
Воспитательная: воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны;
Воспитывать патриотические чувства к своей большой родине
Предварительная работа
1. Рассказ-беседа воспитателя с детьми.
2. Рассматривание иллюстраций, фотографий, чтение стихотворений о Великой Отечественной войне.
3. Разучивание стихотворений о Великой Отечественной войне и о Москве в военные годы.
4. Чтение: Л,Кассель «Памятник солдату», «Твои защитники», С. Баруздин «Рассказы о войне», Ю. Збонацкий «Щедрый ёжик».
5. Беседа с детьми о Дне защитника Отечества
6. Рассматривание иллюстраций памятников Москвы о Великой Отечественной войне.
7. Прослушивание аудио записи песен военной тематики.
Материал: Иллюстрации памятников-могила Неизвестного солдата, обелиск «Москва-город-герой», отрывки из стихотворений Н. Асеева «Москва-Россия», к. Мамонтова «Фашист, не рано ль…», А. Суркова «Подошла война к Подмосковью…», Х. Бекхожина «Двадцать восемь», В. Высоцкого «Братские могилы».
Ход занятия
Воспитатель: У каждого листочка, у каждого ручья,
Есть главное на свете – есть Родина своя.
Для ивушки плакучей нет реченьки милей,
Для беленькой берёзки опушки нет родней.
Есть ветка у листочка, овражек у ручья…
У каждого на свете есть Родина своя!
Воспитатель: Ребята, что мы Родиной зовём?
Дети отвечают.
Воспитатель: Родина – это место где мы родились, наш город, наша страна. Это место, где нам кажется всё родным и близким, где люди говорят на родном нам языке.
Воспитатель: 22 июня 1941 года произошло событие, которое принесло горе и беду всем народам - началась Великая Отечественная война. На нашу Родину напал злой и жестокий враг – фашистская Германия. Весь наш народ поднялся на защиту Родины. Люди разных национальностей, взрослые и дети воевали с врагами. Война была очень жестокой, она принесла много горя и слез, разруху и голод.
Звучит песня «Священная война»
Воспитатель: Сейчас о войне мы узнаём из военных фотографий, воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны, из фильмов. Тогда ещё никто и не думал, что война продлится целых 4 года. За все это время Советский народ проявил мужество и смелость. И за самые отважные поступки им присвоено почетное звание Героев Советского Союза.
А города, все жители которых, как настоящие герои стояли на защите Родины и проявили мужество называются Города-герои! Сегодня мы с вами совершим экскурсию в город-герой Москву (обращает внимание детей на иллюстрации).
Воспитатель: В город – герой Москву мы полетим на самолёте.
(Звучит «гул самолёта». Дети встают, подняв руки в стороны «самолет», оббегают зал по кругу и садятся на места.)
Воспитатель: ребята а вы знаете, что Москва - столица нашей Родины?
Дети отвечают (Да).
Воспитатель: А как называется главная достопримечательность города? (показывает фото Красной площади?
Дети отвечают (Красная площадь).
Воспитатель: правильно, именно с главной площади нашей страны, солдаты уходили на фронт. Садились в военные эшелоны (поезда) и отправлялись на фронт. Под Москвой развернулось одно из крупнейших сражений Великой Отечественной войны. Сотни тысяч москвичей встали на защиту своего родного города.
(Предоставляется к показу фото о развернувшихся событиях).
Воспитатель зачитывает стихотворение:
Москва, моя родная мать, люблю тебя всем сердцем свято.
Тебя иду я защищать, по долгу сына и солдата.
Честь и красоту твою, храня, тебя спасу я от огня!
Воспитатель: На фронт уходили отцы и братья. Ребята, скажите, а кто оставался дома?
Дети отвечают (дома оставались женщины, старики и дети).
Воспитатель: А чем они занимались дома?
Дети отвечают.
Воспитатель: (обсуждает ответы детей). А еще они очень ждали писем от своих родных и близких, чтобы узнать о их здоровье, о том как они защищают свою страну. А письма во время войны назывались «треугольниками», потому что они были треугольной формы (воспитатель показывает письмо - «треугольник»).
Солдаты погибали, отдавая свои жизни за Москву. Здесь, под Москвой, советские солдаты одержали первую победу над фашистами. А городу Москва присвоено звание город – герой! (Обращает внимание детей на иллюстрации).
Воспитатель: Ребята, кроме города-героя Москва,есть еще и другие города -герои,где русский народ так же проявил смелость и героизм в защите своего города. Это город Ленинград, Волгоград, Киев, Севастополь, Одесса, Киев, Керчь, Новороссийск, Минск, Брест, Тула, Мурманск, Смоленск.
Вера людей в победу помогла им выстоять, помогла победить! Полной победой закончилась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков. Эта победа пришла к нам 9 мая 1945 года! Вся страна праздновала День Мира, День Победы! Именно этот день и стал в нашей стране великим праздником!
Звучит песня «День Победы» (музыка и слова Т. Андрейченко).
Воспитатель. Мы уже знаем, что город Москва, очень большой и красивый. Как называют жителей Москвы? (Москвичи). Как вы помните, наш город очень древний, это значит, нашей Москве очень много лет. Кто знает сколько? (877)
За все эти годы произошло очень много разных событий, поэтому мы говорим, что у Москвы богатая история. Много было замечательного, доброго в истории города : строились прекрасные дома, воздвигались величественные храмы, звучали великие произведения, прекрасная музыка- и всё это в разное время создавалось жителями Москвы, среди которых было много тех, кто прославил свою Родину.
Воспитатель читает стихотворение Н. Асеева «Россия с Москвы начиналась…».
Россия с Москвы начиналась,
Как клекот лебяжий –с птенца.
Москвой от врагов защищалась,
Москвой красовалась с лица…
Да мало ль она выносила
Набегов и бед без конца!
Но крепла упрямая сила-
Московского люда-творца
Но бывали времена, когда Москве приходилось очень тяжело. Ребята, как вы думаете, что это за событие в истории народа, к которому можно отнести слова-сражение, битва, беда, испытания, лишения. (Ответы детей). Да, это война. Мы уже говорили с вами о том, как фашисты напали на нашу Родину. Изо всех сил старались они дойти до Москвы и завладеть ею. Как вы думаете-почему? (Ответы детей)
Москва не просто город-это столица, недаром её называют сердцем России. Фашисты думали, что, захватив Москву, им легко будет завладеть всей Россией. Ведь к тому времени они уже завоевали многие страны. И врагам удалось очень близко подойти к Москве, но они не знали, как сильно весь российский народ любит свою столицу.
Фашист не рано ль празднуешь победу,
Бинокль направлен в сторону Москвы?
Мы выстоим! И, словно наши деды,
Перед врагом не склоним головы.
(К. Мамонтов)
Никто не хотел отдавать Москву врагу. И в 1941 году под Москвой произошла великая битва.
Воспитатель читает стихотворение А. Суркова «Подошла война к Подмосковью…»
Подошла война к Подмосковью,
Ночь в накале зарев долга.
Будто русской жертвенной кровью
До земли намокли снега.
По дорогам гремя тачанки,
Эскадроны проходят вскачь
Приготовились к бою танки
Возле стен подмосковных дач.
Но и в Москве люди не сидели сложа руки, а помогали как могли-рыли окопы для бойцов, возводили на пути танков заграждения, дежурили на крышах домов- сбрасывали зажигательные бомбы, работали на заводах с утра до ночи.
И враг отступил! Это было первое поражение фашистов за всё время войны.
Недвижны танки. Тишиной
От башен веет броневых
Так стала русская метель
Могильным саваном для них
На горизонте, в синеве,
Наперекор всему жива,
Как нашей правды торжество.
Стоит кремлёвская Москва
(Х. Бекхожин)
В дальнейшем было уже много битв, после которых фашистам приходилось отступать, потому что весь российский народ поднялся на борьбу с ними. Как люди помнят тех, кто защищал свою страну? (Ответы детей)
Да, им ставят памятники, посвящают песни, стихи, рассказы. Памятников много, но один из них особенный –это могила Неизвестного солдата. Это памятник тем, кто погиб во время войны на поле боя. Бывало на войне так, что после тяжелых сражений солдат хоронили в одной могиле- братской – и не всегда можно было узнать имена погибших воинов, они так и оставались неизвестными. И вот этим солдатам по всей стране воздвигали памятники. Есть такой памятник и в Москве. (Показывает фотографию могилы Неизвестного солдата). Находится он на почетном месте- в Александровском саду, у Кремлевской стены. Там всегда горит Вечный огонь, озаряющий пятиконечную воинскую звезду. «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен»-гласят слова на надгробной плите.
Читает стихотворение В. Высоцкого «Братские могилы»
На братских могилах на ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,-
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И вечный огонь зажигают.
И в Вечном огне-видишь вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты.
Горящий Смоленск и горящий Рейхстаг,
Горящее сердце солдата.
У братских могил нет заплаканных вдов-
Сюда ходят люди покрепче,
На братских могилах не ставят крестов…
Но разве от этого легче?
(В. Высоцкий)
Герой почетное звание для человека. Но в нашей стране есть города-герои. Москва-город-герой. Как вы думаете, почему ей присвоили это почетное звание? (Ответы детей)
Да, героизм и мужество, которое проявили защитники Москвы. И в память об этом на одной из площадей установлен обелиск «Москва-город-герой». (Показывает фотографию обелиска) Что такое обелиск? (Ответы детей)
Обелиск- это каменный столб с четырьмя гранями, сужающихся кверху и заостренной верхушкой, на которой установлена звезда. Вокруг обелиска расположены скульптурные фигуры воинов-защитников нашего города. Их помнят вся Россия, весь народ. Люди приходят к памятникам героям, возлагают цветы, венки.
За их высокий труд солдатский
Ты поклонись им до земли.