Регина Пулатова
Многофункциональная дидактическая игра «Умные кубики»
▼ Скачать + Заказать документы
для II младшей, средней, старшей, подготовительной группы.
Тема: Многофункциональная дидактическая игра «Умные кубики»»
Направленность: познание окружающего мира, ориентировка в пространстве, формирование элементарных математических представлений, развитие игровой деятельности, развитие всех компонентов устной речи.
Предпосылки: обогащение материально – технической базы и развивающей среды группы.
Вид: учебно – методическое пособие.
Публикация «Многофункциональная дидактическая игра „Умные кубики“» размещена в разделах
Предназначение: задания направлены на правильное формирование звуковой культуры речи у детей младшего, среднего, старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста.
Актуальность: сегодня очень актуальной в дошкольном возрасте является проблема речи. Дети с нарушением речи часто отличаются низкой познавательной активностью, у них страдает память, мышление, внимание. Поэтому важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. При этом особое значение имеет игровой процесс. Игра — основной вид деятельности детей. Поэтому мною было изготовлено дидактическое пособие "Умные кубики".
Цель: реализация современных требований к организации образовательного процесса в ДОУ; создание условий, способствующих активизации и совершенствованию познавательной сферы, ориентировочной деятельности.
Задачи:
1. Закреплять знания детей о домашних и диких животных, о фруктах и овощах, о геометрических фигурах, цвет, форму, величину.
2. Развивать речь детей: вызывать речевую активность, умение правильно строить фразу, последовательно излагать мысли; развивать познавательные способности детей, интерес к исследовательской деятельности; развивать мелкую моторику рук.
3. Воспитывать внимание, эмоциональную отзывчивость.
Активизация словаря: существительные: обувь, одежда, круг, овал, квадрат, домашние животные, дикие животные и т. д. Прилагательные: синий, красный, яблочный, морковный, зеленый, дикий, домашний и т. д. Глаголы: летает, звенит, жужжит, рычит и т. д.
Описание пособия: 2 кубика. На гранях одного кубика изображены кружки в количестве от 1 до 6. На гранях другого кубика предусмотрена смена картинок – условные обозначения звуков (гласных или согласных, предметные картинки, сюжетные картинки.
Ожидаемый результат: участие в играх будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции
Основные достоинства:
• многофункциональность;
• дает возможность использовать пособие в различных видах игр, методах и формах при работе с детьми;
• участие одного ребенка, подгруппы, всей группы детей.
Варианты игры:
II младшая группа
1 вариант. Ребенок поворачивает куб с картинками-предметами и выполняет соответствующую артикуляционную гимнастику.
2 вариант. Ребенок, поворачивая кубы, должен подобрать картинку-предмет и картинку с изображением лица, показывающим определенное артикуляционное упражнение. Затем ребенок выполняет соответствующую артикуляционную гимнастику. Свериться ребенок может с наглядным материалом.
Средняя группа
Вариант №1 «Домашние и дикие животные»
В карман желтого цвета нужно положить карточки с изображением домашних животных, а в карман розового цвета – диких животных.
*Почему животные называются домашними? (живут рядом с человеком)
*Почему дикими? (живут в лесу)
Вариант №2 «Фрукты и овощи»
В корзину нужно собрать овощи, а в вазу положить фрукты.
*каким цветом огурец? (зелёный, какой формы? (овал)
*Каким цветом помидор? какой формы? И т. д.
Вариант №3 «Подбери к изображениям соответствующие формы»
*Какие знакомые формы ты увидел? Какого цвета?
Что за предмет?
Цель: учить называть предмет и его описывать.
Кто больше увидит и назовёт
Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.
Сорока
Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.
Скажи, какой?
Цель: Учить детей выделять признаки предмета.
Ход.
Воспитатель (либо ребёнок) бросает кубик, называет предмет, изображенный на гране кубика, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.
Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это мяч. Какой он?»
«Волшебный кубик»
Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.
Ход.
Ребё нок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит сымитировать гул самолёта.
Аналогично разыгрываются и другие грани кубика
«Кто больше действий назовёт»
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.
Ход.
Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.
Например:
- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)
- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)
- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)
И т. д.
Кубик "Ветерок"
Цель: тренировка целенаправленной, сильной воздушной струи.
Описание кубика. На гранях кубика изображены цветок, ворота, ладошки, веточка, султанчик, туча. Подвижные силуэты из легких бумажных, ватных материалов, закрепленные на леске.
Ребенок выбирает грань и с помощью воздушной струи выполняет разнообразные задания: мяч загнать в ворота, листик расположить на ветку дерева, бабочку посадить на цветок и др.
Кубик "Артикуляционная гимнастика"
Цель: активизация основных движений артикуляционного аппарата.
Описание кубика. На гранях кубика изображение : солнышко, лошадка, стрекоза, лягушка, уточка, слоненок. Возможно использование сказки и стихотворного материала.
• Упражнение "Солнышко" : язычок выглянул из окошечка, увидел яркое солнышко и решил погреться и позагорать - широкий язык положить на нижний ряд зубов.
• Упражнение "Стрекоза" : язычок увидел стрекозу, которая летала над цветком вверх - вниз, вверх - вниз - острый язычок тянется до верхней (нижней) губы.
• Упражнение "Лягушка" : язычок дольше пошел гулять, на пруду увидел лягушку, она сидела на кувшинке и улыбалась вот так - растянуть губы в улыбке.
• Упражнение "Уточка" : язычок дальше отправился погулять, во дворе он увидел уточку - вытянуть губы, звукоподражание: кря-кря-кря.
• Упражнение "Слоненок" : увидел язычок в зоопарке слоненка - сделать из губ трубочку.
А теперь слоненок я,
Посмотрите на меня.
Подражаю я слону:
Губы хоботом тяну:
• Упражнение "Лошадка" : увидел веселый язычок лошадку и вспомнил, что давно не катался, -улыбнуться, приоткрыть рот, медленно пощелкать кончиком языка.
Цок-цок-цок-цок!
Я лошадка - Серый Бок!
Я копытцем постучу,
Цок-цок-цок-цок!
Если хочешь, прокачу!
Цок-цок-цок-цок!
Покатался язычок на лошадке и отправился домой - язычок спрятать.
Старшая группа
Вариант 1
Цель: автоматизация звуков речи в игровой форме.
Задачи:
1. Автоматизация звука в изолированной позиции.
2. Автоматизация звука на уровне слова.
3. Автоматизация на уровне предложения.
Для игры потребуются 2 кубика. На гранях одного кубика изображены кружки в количестве от 1 до 6. На гранях другого кубика предусмотрена смена картинок – условные обозначения звуков (гласных или согласных, предметные картинки, сюжетные картинки.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем в кубики играть.
Ну, скажите поскорее.
Кто из вас - ребят умнее?
Ведущий объясняет первое задание и обсуждает ход действий с игроками. Участники поочерёдно бросают 2 кубика.
Если на одном из кубиков выпадает 3 кружка, а на другом кубике изображением самолёта, то ребёнок должен правильно артикулируя 3 раза произнести звук [Р-Р-Р].
Если на одном из кубиков выпадает 5 кружков, а на другом кубике предметная картинка изображением ракеты, то ребёнок должен чётко, громко произнести слово «ракета» 5 раз.
Если на одном из кубиков выпадает 4 кружка, а на другом кубике сюжетная картинка, то ребёнок должен составить предложение из 4 слов.
Вариант 2
Цель: развитие грамматического строя речи.
Задачи:
1. Согласование глаголов с существительными.
2. Согласование прилагательных с существительными.
3. Согласование числительных с существительными.
Если на одном из кубиков выпадает 3 кружка, а на другом кубике предметная картинка с изображением кошки, то ребёнок должен припомнить 3 действия, ответив на вопрос:
«Что делает кошка?» Предполагаемые ответы: кошка играет, кошка лакает, кошка царапает.
Если на одном из кубиков выпадает 2 кружка, а на другом кубике предметная картинка изображением яблока, то ребёнок должен припомнить и назвать 2 признака яблока. Например: яблоко красное, яблоко вкусное.
Если на одном из кубиков выпадает 6 кружков, а на другом кубике предметная картинка с изображением куклы, то ребё нок должен посчитать от 1 до 6 со словом кукла: одна кукла, две куклы, три куклы…
Подготовительная группа
Вариант
Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Задачи:
1. Упражнять детей в различении гласных, согласных звуков.
2. Совершенствовать навыки припоминания слов на заданный звук.
3. Совершенствование навыки синтеза предложений.
Если на одном из кубиков выпадает 3 кружка, а на другом кубике условное обозначение гласного звука - красный кружок (твёрдый согласный - синий кружок, мягкий согласный – зелёный кружок, то ребёнок должен припомнить 3 гласных звука, например: А, Ы, У.
Если на одном из кубиков выпадает 2 кружка, а на другом кубике изображение буквы М, то ребёнок должен припомнить и назвать 2 слова со звуком [м]. Например: гном, дом. Если на одном из кубиков выпадает 4 кружка, а на другом кубике предметная картинка с изображением машины, то ребёнок должен придумать предложение из 4 слов со словом машина. Например: машина везёт жёлтый песок.
Вариант "Чистоговорки" (звук Ш)
Цель: обучение детей произносить звук Ш в словах.
Описание кубика : каша, мышь, штанишки, шубка, шапка, лукошко, заяц.
У Маши мошка в каше,
Что делать нашей Маше?
Сложила кашу в плошку
И покормила кошку.
Мышонку шепчет мышь:
"Ты что шуршишь, шуршишь?"
Мышонок шепчет мыши:
"Шуршать я буду тише".
Шапка да шубка
Вот и весь Мишутка!
Пыхтит, как пышка,
Наш пухлый Мишка.
С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю.
Ягод - полное лукошко!
Я попробую немножко.
Сидит зайка на опушке,
Поднимает зайка ушки.
Зайка серый скачет ловко,
Зайка кушает морковку.