Яворская Татьяна
Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
Ивановский детский сад «Теремок»
Нижнегорский район, Республика Крым
Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста
Яворская Татьяна Викторовна
воспитатель группы раннего возраста «Малыши -крепыши»
с. Ивановка,
2021/2022 уч. год
Проблема
Публикация «Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Современные дети живут в мощном потоке информации, заменяя живое общение - телефоном, телевизором, компьютером. В связи с этим, ослабевает речевое и психическое развитие детей.
Актуальность
Всё чаще в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность.
Фольклор своей простотой и напевностью позволяет приобщить детей к традициям и обычаям предков. Создает уникальные условия для развития представлений об окружающем мире, развивает речь, способствует проявлению у ребенка уверенности в своих силах, формирует навыки сотрудничества, развивает коммуникативные навыки.
Впечатления, полученные в детстве, создают фундамент для развития нравственных чувств и представлений.
Педагоги о фольклоре
Как отмечают:
Василий Александрович Сухомлинский: «Сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».
Александра Платоновна Усова : «Потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи».
Наталья Васильевна Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить
«рождение» первых сознательных слов у ребенка.
Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает
детей, вызывают желание повторить, запомнить, что,
в свою очередь, способствует развитию разговорной речи».
ЗАДАЧИ:
определить основные методы, формы использования различных форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методы их комплексного применения;
проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе работы;
показать красоту русского языка через устное народное творчество, сформировать у детей интерес к детскому фольклору, обогатить словарный запас детей.
Сегодня я хочу провести с вами мастер-класс по теме: «Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста». Что же такое фольклор?
Слово «фольклор» появилось в 19 веке, пришло из английского языка.
Сегодня им пользуются везде, оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.
Малые формы фольклора всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ в том числе и с целью развития речи дошкольников.
К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто процесс развития речи
своего ребёнка пускают на самотёк.
А произведения народного творчества практически не используют даже в раннем возрасте.
Поэтому считаю необходимым начинать знакомить детей с фольклорными
произведениями как можно раньше.
Знакомство с фольклором начинается с самых первых дней жизни. А в детском саду с первых дней пребывания в нём.
Жанры детского фольклора, используемые в развитии речи детей :
- потешки;
- колыбельные песни;
- прибаутки;
- загадки;
- заклички;
- сказки;
- народные хоровые песни;
- детские игровые песни.
На основании работы в группе, я пришла к выводу, что отвлечь от родителей, во время утреннего приёма, успокоить малыша можно, если использовать народный фольклор : потешки, сказки, песенки.
Если ребенок чувствует доброжелательное отношение взрослого, который рядом, вместе с детьми играет в разнообразные виды деятельности совместно с потешкой, песенкой, сказкой процесс адаптации протекает успешнее.
Я использую фольклор с первого знакомства с детьми.
В период адаптации встречаю детей яркими игрушками, читаю потешки об игрушках, сопровождаю их движениями.
"Петушок"
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
"Киска"
Придет киска неспеша
И погладит малыша.
"Мяу-мяу, - скажет киска, -
Наша детка хороша".
"Потешка о ножках"
Большие ножки
бежали по дорожке.
Топ - топ -топ.
Маленькие ножки
бежали по дорожке.
Топ - топ - топ.
Малышам полюбились игры с речевым сопровождением:
«Ладушки», «Сорока- сорока», «Коза-рогатая»,
«Мишка косолапый» «Еду-еду, к бабе, к деду…»,
«Прятки» и «Догонялки».
Они быстро вовлекают детей в свой ритм, объединяют детей, задают положительный
эмоциональный настрой. В таких играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт. Свою работу в этом направлении я планирую продолжать дальше, используя народный фольклор.
Что за шум, что за рёв
Тут ни стадо ли коров
Нету рёвушек у нас
Таня слёзки прячет
Больше уж не плачет
Мы игрушечки возьмём
и играть скорей пойдём
В период адаптации многие дети отказываются от каких-либо движений, "забиваются" в уголок, уединяются. поэтому с помощью игрушки и рассказанной потешки:
-Раз подскок, два подскок,
Высоко потолок,
Я скачу, я лечу,
Стать высоким хочу"
Мы вызываем у ребенка желание двигаться, включиться в игровое упражнение.
Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.
Если кто-то в группе из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая:
«Не плачь, не плачь я куплю тебе калач».
Народом создано множество песен, попевок, потешек, дающих возможность без нарицательных, сухих нравоучений, в приятной и доступной ребенку форме обучать его. Жизнь малышей – это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры. Поэтому для работы с детьми можно использовать потешки, пестушки, колыбельные песни в режимных моментах.
Утренняя гимнастика
Вышла курочка гулять
свежей травки пощипать,
а за ней ребятки,
жёлтые цыплятки!
Ко – ко! Ко – ко!
Не ходите далеко!
Лапками гребите!
Зёрнышки ищите!
Вышла курочка гулять
свежей травки пощипать,
а за ней ребятки,
жёлтые цыплятки!
Ко – ко! Ко – ко!
Не ходите далеко!
Лапками гребите!
Зёрнышки ищите!
Удачно подобранная потешка помогает во время кормления. Даже те дети, которые отказываются от еды, начинают есть, например:
-Умница, Анечка,
Ешь кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую!
-Кашка из гречки,
-А у нас есть ложка,
Варилась в печке,
Волшебная немножко,
Варилась и прела,
На тарелочке - еда
Чтобы Матвей всё съел!
Не оставил ни следа.
Во время умывание
Водичка, водичка
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
В руки мыло мы возьмём
И водичкою польём!
Моем руки чисто, чисто!
Моем личико лучисто!
Носик тоже мы потрём!
Полотенцем вытирались на себя мы любовались!
Пестушки. Потешки.
Пестушки, от слова «пестовать» - воспитывать.
Не знали в прошлом наши бабушки, что такое физкультура, закалка, массаж, но все, что нужно, делали под разные песенки, шуточки – прибауточки. В пестушках слышатся любовь, доброта, они складные, красивые, и еще учат малыша, он слушает и смотрит, где у него ручки, где ножки.
Кто пробовал – знает, как нелегко придумать игру с малышом, которому нет и двух лет. Вот тут и помогают игры с пальчиками! Сгибая и разгибая пальчики в игре, мы тренируем их, массируем, а зарядка для пальчиков – это успехи в развитии речи, а значит - ума.
Большое внимание при работе с детьми раннего возраста я уделяю потешкам.
Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю.
И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.
На прогулку мы идём
-Шапка да шубка,
-Вот они сапожки:
Вот и весь Мишутка.
Этот - с левой ножки,
Этот - с правой ножки.
Дневной сон. Колыбельные
Взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям.
«Люли-люли-люленьки, прилетели гуленьки…». Слова ласковые, певучие. В таких песенках чаще всего действуют воркующие гули, мурлыкающий кот, говорится о тишине, покое.
Взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям.
Баю-баю баиньки,
Прилетели чайки,
Стали крыльями махать,
Мою детку усыплять.
Колыбельные песни
Баю- бай, баю- бай
Ты, собачка, не лай
Белолапа, не скули,
Наших деток не буди.
Пробуждение.
-Потягуни-потягушечки,
Потягушечки на подушечке.
Губоньки зевнули,
Глазоньки мигнули.
Ручки - потягушечки,
Ножки - потягушечки.
Спину выгнули
- дрему выгнали.
Сказки. Театральная деятельность.
Для детей и взрослых самым любимым жанром устного народного творчества является сказка. Она несёт в себе большое воспитательное значение.
Данный вид работы позволяет любому ребёнку почувствовать свою успешность, приобщает его к богатствам русского языка, формирует связную речь на лучших образцах литературного языка.