Виктория Петровна Городянкина
Мнемотехника в работе с дошкольниками с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1.
Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А у детей с ОНР проблемы возрастают многократно. В практике логопедической работы все чаще встречаются дети со сложной структурой речевого дефекта, когда нарушено не только формирование основных компонентов речевой системы (лексики, грамматики, фонетики, просодической стороны речи, а также высших психических функций (восприятия, памяти, мышления, внимания).
Публикация «Мнемотехника в работе с дошкольниками с ОВЗ» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Именно в силу этих и других причин дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приемами и методами запоминания. Заучивание стихотворений, сказок и рассказов вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Поскольку речевые и психические процессы взаимосвязаны, при речевых нарушениях должно осуществляться комплексное воздействие, включающее не только фонетическую работу, развитие фонематического слуха, работу над словарем, грамматическим строем, но и специальные упражнения, направленные на коррекцию
Слайд 2.
Один из факторов, облегчающих процесс становления связной речи, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и других является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Вторым вспомогательным фактором является план высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Мнемотехника объединила оба этих фактора и явилась эффективным приемом работы по развитию связной речи.
Мнемотехника облегчает запоминание и увеличивает объём памяти, путём образования искусственных ассоциаций, когда не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже воспроизвести небольшой текст.
Особенностью мнемотехники является изображения символов а не предметов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии мнемотаблиц. Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими.
Важнейшая задача данной методики — научить ребенка самостоятельно рассуждать, думать, высказывать свои мысли. Трудные для восприятия темы можно сделать доступными, интересными, ненавязчивыми и более легкими в понимании.
Слайд 3. Структура мнемотехники : мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.
Как любая коррекционная работа, работа по мнемотехнике должна соответствовать определенным требованиям и правилам:
– знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям;
– знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;
– знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;
– замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку
Слайд 4. Мнемоквадрат.
Знакомство с мнемотехникой лучше всего проводить в несколько этапов по принципу от простого к сложному.
Мнемоквадрат – отдельная карточка со схематично изображенным на ней предметом, действием или явлением, в котором зашифровано одно слово (например, «чашка», «бежать» или «дождь»).
Слайд 5, 6. Мнемодорожки.
Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2–3 простых предложения. Главное — нужно передать условно наглядную схему, изобразить, чтобы она была понятна детям.
Слайд 6. Мнемотаблица.
Образец мнемодорожки на дифференциацию шипящих и свистящих звуков.
Зашифрованные с помощью графических рисунков чистоговорки облегчают автоматизацию поставленных звуков
Слайд 7.
Стихотворение «Мой веселый звонкий мяч».
Мнемотаблицы – это более сложная конструкция, состоящие из множества последовательно расположенных мнемоквадратов (изображений-символов, в которых зашифровано содержание текстов (сказки, стихотворения и так далее). Благодаря им ребенок может воспринимать информацию не только на слух, но и при помощи зрительных образов.
Количество мнемоквадратов в
таблице зависит от возраста и других индивидуальных особенностей ребенка. Для детей 3-5 лет подойдут небольшие схемы, включающие 4-8 клеток. Со старшими дошкольниками 5-7 лет можно использовать таблицы из 8-16 квадратов.
Слайд 8. Мнемотаблица Стихотворение Катины игрушки.
Как заниматься по таблице
1. Выразительно прочитать текст.
2. Провести словарную работу.
3. Еще раз прочитать стихотворение, сопровождая чтение показом изображений в мнемотаблице.
4. Взрослый по строчке читает стихотворение, а ребенок повторяет это с опорой на таблицу.
5. Ребенок самостоятельно воспроизводит текст с опорой на таблицу.
Слайд 9. Стихотворение Повар.
Мнемотаблицы для малышей обязательно должны быть цветными и яркими, так
Ребенку будет легче концентрировать свое внимание.
Слайд 10, 11. Для детей постарше подойдут и черно-белые картинки. Важно только, чтобы, изображения были знакомы и понятны ребенку.
Слайд 12
Чаще всего мнемотаблицы используются для заучивания стихотворений, обучения пересказу, составления рассказов.
.
Слайд 13.
Мнемотаблицы можно использовать также для запоминания правил и различных последовательностей.
Слайд14. Развитие навыка словообразования.
Подбор родственных слов по опорной схеме.
Слайд 15.
Мнемотехника на занятиях по звукопроизношению и грамоте.
Характеристика звуков речи.
Благодаря изображениям ребенок может воспринимать информацию не только
На слух, но и при помощи зрительных образов. Образование дополнительных
ассоциаций облегчает процесс запоминания и помогает актуализировать
необходимый материал.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР, относится формирование монологической речи.
Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации.
В дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание и повествование.
Слайд16. Схема рассказа о зиме.
Слайд 17. Описательный рассказ о животных.
У наших детей отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для детских высказываний характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи. Поэтому формирование связной монологической речи дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.
Слайд18. Сравнительный рассказ.
Применение наглядных моделей существенно увеличивает эффективность процесса формирования связного высказывания. Использование схем делает рассказы детей четкими, связными и последовательными.
Слайд 19. Сенсорные каналы получения информации.
В начале обучения составлению описательного рассказа детям предлагаются схемы, нацеливающих их на названия основных признаков описываемого предмета. При этом воспитанники обучаются действиям замещения (выделяемый признак обследуемого предмета обозначался каким-либо символом)
Слайд 20. Схма описательного рассказа об овощах.
Важно, чтобы при рассматривании и описании предметов использовалась схема, отражающая сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой) и сами признаки. Эти схемы помогают определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.
Слайд21. Схемы рассказов о животных.
Слайд 22. Схемы рассказов о предметах одежды.
При работе с художественной литературой необходимо провести беседу по содержанию рассказа, рассмотреть иллюстрации, отследить последовательность заранее приготовленных моделей. Со временем дети учатся самостоятельно выбирать нужные элементы и последовательно располагать их в единую модельную цепь.
Слайд 23. Графические схемы записи смысловой программы.
Для облегчения запоминания содержания сказок и рассказов во время подачи материала я схематично изображаю предметы, о которых идет речь в предлагаемом тексте. Различными стрелками и черточками обозначаю различные движения и их направления.
Применение графических схем записи смысловой программы позволяет наглядно показать детям как приемы построения каждого отдельного предложения, так и приемы построения целого рассказа, что способствует развитию операций синтеза и создает возможность наблюдения за правильной реализацией содержания предложения и в целом всего рассказа.
Например: Вова выбежал из ворот. Вова столкнулся с Валей. Валя упала и заплакала. Вова помог ей подняться и сказал: «Не плачь, это я виноват».
Валюша вытерла слезы, улыбнулась и сказала:
«Нет, это я сама виновата. Я всегда у всех под ногами путаюсь»
Старшим детям стала предлагать детям самим «записать» символами сначала предложения, а затем небольшие тексты с четкой сменой последовательности действий. Предварительно обговаривала с детьми, как можно изобразить тот или иной предмет.
Детям очень нравится самостоятельно «записывать» тексты. Даже слабые и неактивные дети проявляют интерес к этому виду работы. Они внимательно слушают предлагаемый материал, самостоятельно вычленяют значимые единицы, устанавливают между ними логические связи, что, безусловно, оказывает положительное влияние на формирование связной речи.
Воспроизведение текстов больше не вызывает у детей затруднений, благодаря чему появляется возможность сконцентрировать внимание на звуковом и грамматическом оформлении высказывания.
Мнемотехника является перспективным направлением процесса коррекционно-развивающего обучения в группе детей дошкольного возраста с ОНР.
Использование мнемотехник превращает занятие в игру, в результате которой у детей значительно возрастает познавательная активность, увеличивается запас знаний об окружающем мире; появляется уверенность в своих силах и желание пересказывать тексты, составлять интересные рассказы.
Работа с мнемотаблицами сокращает время обучения и одновременно решает коррекционные задачи, направленные на развитие основных психических процессов: ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, творческого воображения.