МААМ-картинки

Мнемотехника в работе с детьми с ОВЗ

Дарья Янченко
Мнемотехника в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Мнемотехника в работе с детьми с ОВЗ

У детей с ОВЗ нарушения речи могут быть разной степени тяжести: от полной невозможности соединять слова во фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов, до развернутой речи с элементами фонетико – фонематического и лексического несовершенства. При работе с детьми с ОВЗ замечено, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, у таких детей наблюдаются нарушения памяти, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для улучшения памяти, а через неё и мышления, необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. В этом-то и помогает нам мнемотехника

Темочки:

Ушинский К. Д. писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, а так же в других сферах деятельности, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.

Цель обучения мнемотехнике – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Структуру мнемотехники можно представить следующим образом.

Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.

Мнемоквадраты используются в нашем саду в визуальном расписаниии, планировании.

Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.

Мнемотаблица – это чаще таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стих.

Глядя на рисунки, ребенок воспроизводит текстовую информацию, так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие.

При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объем информации.

Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными.

В нашем детском саду мнемотаблицы, помимо НОД по развитию речи используются: при автоматизации звуков, при подготовке детей к публичным выступлениям (научно – практическая конференция, где ребенок представляет свою исследовательскую работу; звезда недели, где ребенок представляет рассказ о себе).

На начальных этапах работы с мнемотаблицами в НОД по развитию речи педагог предлагает детям готовые мнемотаблицы к заучиванию стихотворений, к рассказам для составления пересказа; но уже, когда у детей есть опыт использования готовых мнемотаблиц, они сами придумывают и делают зарисовки символовсначала с помощью педагогов, затем полностью самостоятельно. ( Например: Т. В. Большева предлагает готовые мнемотаблицы для составления рассказов, то Л. Е. Белоусова предлагает детям самим зарисовать символы в предложенную ею схему-модель.)

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаё тся достичь следующих результатов:

у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

словарный запас выходит на более высокий уровень;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

При подготовке статьи использованы материалы:

1. Большова Т. В. «Учимся по сказке». Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. ,2005.

2. Воробьева В. К. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи» учеб. пособие / В. К. Воробьева. — М. : ACT : АстрельТранзиткнига, 2006.

3. Ткаченко Т. А. «Формирование и развитие связной речи» ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

4. Белоусова Л. Е. «Научиться пересказывать? Это просто!» - СПб: Издательский дом «Литера», 2009.

5. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. — 2-е изд., перераб. —М. : Просвещение, 1985.

6. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2004.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Фотоочет о семинаре-практикуме с педагогами «Мнемотехника в детском саду»Фотоочет о семинаре-практикуме с педагогами «Мнемотехника в детском саду» В рамках муниципальной опорной площадки Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего.

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Мастер-класс для педагогов ДОО «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста» Предлагаю Вашему вниманию мастер- класс для педагогов ДОО: «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста» Всем нам известно, что на.

Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника в детском саду»Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника в детском саду» Мнемотехника и эйдетика – это работа с образами, запоминание информации через образы. Сегодня мы просто поиграем, так как мы это делаем.

Мнемотехника на службе у родителей: учим стихотворения с ребенкомМнемотехника на службе у родителей: учим стихотворения с ребенком Есть несколько способов заучивания стихотворений. Самый простой и эффективный способ выучить стихотворение – это зарисовать его, а потом.

Мнемотехника — одна из инновационных технологий в развитии речи детей в ДОУ Мнемотехника - одно из инновационных технологий в развитии речи детей в ДОУ. (Выступление на МО) В настоящее время проблема развития.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Консультация для родителей «Мнемотехника — искусство запоминания»Консультация для родителей «Мнемотехника — искусство запоминания» Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит. Ушинский К. Д. Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку.

Конспект занятия по изучению русского фольклора «Весенние поговорки, мнемотехника»Конспект занятия по изучению русского фольклора «Весенние поговорки, мнемотехника» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Изучение русского народного фольклора имеет огромное значение для развития общего кругозора ребят. Для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника в работе с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 14 февраля 2024 в 09:48
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мнемотехника в работе с детьми с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Янченко (УИ 37771) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД