Дарья Янченко
Мнемотехника в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотехника в работе с детьми с ОВЗ
У детей с ОВЗ нарушения речи могут быть разной степени тяжести: от полной невозможности соединять слова во фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов, до развернутой речи с элементами фонетико – фонематического и лексического несовершенства. При работе с детьми с ОВЗ замечено, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, у таких детей наблюдаются нарушения памяти, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для улучшения памяти, а через неё и мышления, необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. В этом-то и помогает нам мнемотехника
Публикация «Мнемотехника в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Ушинский К. Д. писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, а так же в других сферах деятельности, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.
Цель обучения мнемотехнике – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Структуру мнемотехники можно представить следующим образом.
Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.
Мнемоквадраты используются в нашем саду в визуальном расписаниии, планировании.
Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.
Мнемотаблица – это чаще таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стих.
Глядя на рисунки, ребенок воспроизводит текстовую информацию, так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие.
При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объем информации.
Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными.
В нашем детском саду мнемотаблицы, помимо НОД по развитию речи используются: при автоматизации звуков, при подготовке детей к публичным выступлениям (научно – практическая конференция, где ребенок представляет свою исследовательскую работу; звезда недели, где ребенок представляет рассказ о себе).
На начальных этапах работы с мнемотаблицами в НОД по развитию речи педагог предлагает детям готовые мнемотаблицы к заучиванию стихотворений, к рассказам для составления пересказа; но уже, когда у детей есть опыт использования готовых мнемотаблиц, они сами придумывают и делают зарисовки символовсначала с помощью педагогов, затем полностью самостоятельно. ( Например: Т. В. Большева предлагает готовые мнемотаблицы для составления рассказов, то Л. Е. Белоусова предлагает детям самим зарисовать символы в предложенную ею схему-модель.)
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаё тся достичь следующих результатов:
•
у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
•
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
•
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
•
словарный запас выходит на более высокий уровень;
•
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
При подготовке статьи использованы материалы:
1. Большова Т. В. «Учимся по сказке». Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. ,2005.
2. Воробьева В. К. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи» учеб. пособие / В. К. Воробьева. — М. : ACT : АстрельТранзиткнига, 2006.
3. Ткаченко Т. А. «Формирование и развитие связной речи» ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
4. Белоусова Л. Е. «Научиться пересказывать? Это просто!» - СПб: Издательский дом «Литера», 2009.
5. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. — 2-е изд., перераб. —М. : Просвещение, 1985.
6. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2004.