Махмудова Луиза
Деловая игра «Профессиональные дефициты педагогов. Пути повышения профессиональных компетенций»
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра «Профессиональные дефициты педагогов. Пути повышения профессиональных компетенций»
Цель игры: выработка в группе единого взгляда на личностные и профессиональные качества педагога и разработка на их основе модели профессиональной компетентности, повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов.
Задачи:
• Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления.
• Вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.
• Повысить интерес педагогов к дальнейшему профессиональному саморазвитию.
Ход игры:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня будем говорить с вами о профессиональных дефицитах и о профессиональной компетентности педагогов, через призму деловой игры.
Многие детские сады написали свою ОП ДО в соответствии с ФОП ДО и утвердили ее в самый крайний по закону срок – за несколько дней до 1 сентября. Поэтому у педагогов было мало времени разобраться в документе, и сейчас они испытывают трудности. Кому-то не хватает знаний, кому-то опыта, а кто-то до сих пор пытается работать, как раньше. Чтобы выявить профессиональные дефициты педагогов, можно организовать мониторинг и по его результатам запланировать во второй половине 2023/24 учебного года групповые и индивидуальные формы методического сопровождения. Так вы сможете курировать работу педагогов по обновленной ОП ДО и оказывать им адресную методическую поддержку.
Для проведения игры я хочу пригласить 4 желающих участвовать в ней. А наше не строгое жюри будет оценивать наши знания и смекалку. Игра несложная, временами смешная. (Разделить участников на две группы по два человека. Распределить названия команд «Ромашки» и «Тюльпаны»)
1. Игра «Профессиональные дефициты педагогов»
Ваше первое задание «Написать какие на ваш взгляд могут возникнуть профессиональные дефициты или трудности у педагогов ДОУ»
Варианты ответов:
1. Незнание концепции развития ОП ДОУ.
2. Не готовность работать в условиях обновляемого образования.
3. Не достаточное умение реализовывать годовые задачи ДОУ.
4. Не умение проектирования учебных и социальных ситуаций на занятиях.
5. Плохое владение методами и технологиями обучения и воспитания в современных условиях.
6. Не достаточное владение методами анализа и оценки результатов педагогической деятельности.
7. Не достаточное умение формировать здоровьесберегающую образовательную среду.
8. Владение информационными средствами обучения (компьютерные средства, аудио-, видео-, др.)
2. Филворд «Принцип дошкольного образования»
В таблице закодирована фраза - один из принципов дошкольного образования, необходимо её найти и зачеркнуть. Слова в филворде могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, и даже под углом, но не пересекаться.
О я Е и г т у с в А
п Е н н о Е н ч и н
Е ц ж н Т п р о ж и
ч о Е л г х е с в Е
ы н п А т э в В р д
ж л о к ю ц ф с о з
Е о в е е й у ф м к
у п д е т с т в а х
(ответ: Полноценное проживание всех этапов детства)
«Быть компетентным – значит знать, когда и как действовать». П. Вейлл Компетенция (от лат. competentio от competo добиваюсь, соответствую, подхожу) — это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Компетенция это то, что порождает умение, действие. Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией. Под профессиональной компетентностью принято понимать свойство личности, базирующееся на эрудиции, авторитетности педагога и позволяющее продуктивно решать учебно-воспитательные задачи, направленные на формирование личности другого человека.
Профессиональная компетентность включает в себя:
Когнитивный компонент – профессиональные знания в области педагогических и методических наук.
Деятельностный компонент – профессиональные умения и опыт.
Личностный компонент (профессионально-личностный) – личностные качества и профессиональные ценности педагога.
3. Игра-разминка «Качества»
Я предлагаю каждому их участников назвать 3 своих самых главных качеств, способствующих успешности в работе….(любить свою работу, стремиться к новому, ставить цели и достигать их и т. д.)
Это была первая попытка самодиагностики и рефлексии ваших качеств. Сегодня вам еще представится возможность проверить себя.
Мне запомнилась фраза, которую я сделала лозунгом для себя «Не обязательно быть лучше всех, достаточно быть лучше, чем неделю назад»
4. Упражнение «Система»
Следующее задание это упражнение «Система». В этом задании вам предлагается система. Необходимо, подобрать как можно больше слов, входящих в эту систему.
- система ШКОЛА (для команды «Ромашка»)
- система ДЕТСКИЙ САД (для команды «Тюльпаны»)
(ШКОЛА- дети, учитель, обучение, уроки, оценки.
ДЕТ. САД – дети, воспитатель, воспитание, обучение, игра).
5. Блиц игра «Вопросы»
А сейчас небольшая разминка. Предлагаю командам ответить на мои вопросы. Задача команд – первой ответить на вопрос, если ответ неверный, право отвечать переходит соперникам. Жюри подсчитывает правильные ответы каждой команды. 1 ответ-1 балл.
ВОПРОСЫ:
1. Как называется труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей? (самообслуживание)
2. Название и Авторы программы, по которой работает ваш детский сад?
3. Автор стихотворения, в котором юное поколение обращается к старшему с целью решения возникшего серьезного этического вопроса (В Маяковский, «Что такое хорошо и что такое плохо»)
4. Как называется труд, связанный с работой детей с бумагой, картоном, тканью, с природными материалами? Художественный.
5. Распределение программного материала на промежуток времени для достижения оптимальных результатов. (планирование)
6. Часть Раздела программы «Развитие речи», отвечающая за совершенствование фонематического слуха и интонационную выразительность речи (звуковая культура речи)
7. Какой царь разбогател на ореховой скорлупе (Гвидон)
8. Назовите документ, регламентирующий работу дошкольников России. (ФГОС ДО и ФОП ДО)
9. Какое отчество было у Буратино? (Карлович)
10. Как называется труд в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду? (в природе)
11. Автор сказки об оказании гуманитарной помощи одним советским интеллигентом (подсказка -врачом) представителям животного мира самого жаркого континента (Корней Чуковский, «Айболит»)
12. Каковы Действия дежурных по столовой? (полная сервировка стола, уборка после еды).
(Подведение итогов у жюри)
В настоящее время педагог – ведущая фигура в повышении качества образования в системе дошкольного образования. Современный педагог обязан быть в постоянном поиске новых методов, технологий, изучать опыт коллег. «Что было хорошо и что особенно удалось? Благодаря чему? Что не получилось и почему? Как сделать, чтобы было лучше?» - подобные вопросы должен задавать себе каждый творческий педагог. Специфика дошкольного образования – увеличивают роль и значение педагога как субъекта образовательного процесса, а, следовательно, и уровень его квалификации становится более важным показателем качества образования.
6. Игра «Угадай-ка»
Педагогу как никому необходимо искусство владения словом - он оратор, чтец, актер, но иногда необходимо объяснить так, чтобы даже самые маленькие вас поняли. Предлагаю вам проявить свое умение и нарисовать пословицу так, чтобы её смогла понять команда соперников. Жюри оценивает смекалку, юмор, изобразительные способности. А каждая команда получает свой конверт.
(Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда)
7. Упражнение «Я считаю…»
Профессиональные компетенции современного педагога (для команды «Ромашки»)
Умение создавать комфортную психологическую среду в процессе обучения.
Умение организовать занятие так, чтобы вся группа была вовлечена в учебный процесс.
Навыки стратегического планирования, подбора методов обучения и создания материалов для занятия.
Умение выстраивать коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
Навык применения формирующей оценки.
Умение чувствовать атмосферу в группе.
Поддержание профессионального имиджа, в том числе и во внешних проявлениях (одежда, речь).
Постоянное стремление совершенствоваться.
Каковы пути развития профессиональной компетенции?
(для команды «Тюльпаны»)
Самообразовательная работа (реферат, доклад, творческий отчет).
Чтение методической, педагогической и предметной литературы.
Обзор в Интернете информации по теме
Посещение семинаров, конференций, занятий коллег.
Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.
Изучение информационно-компьютерных технологий.
Общение с коллегами.
Участие в различных форумах, конкурсах в Интернете.
8. А теперь я предлагаю вам упражнение «РЕКЛАМНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ».
Сейчас команде «Ромашки» предстоит взять на себя труд подобрать сотрудника-педагога на одно-единственное вакантное место. Вам необходимо составить резюме, в котором отражены качества претендента, наиболее ценные для педагога. Время – 5 минут.
А у команды «тюльпаны» следующее задание:
Представьте, что вы – родители, которые выбирают педагога для своего любимого чада. И вам нужно составить резюме с точки зрения «К этому педагогу – ни за что на свете!»
Пожалуйста, зачитайте резюме.
Вот мы и нашли значимые качества педагога. Современный педагог должен быть компетентным профессионалом.
Итог: (заключительные слова):
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая- выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»
Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.
Ч. Дарвин: «Выживает не самый сильный, и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения».