Образцова Анастасия
Мнемотехника в работе учителя-логопеда ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет гораздо быстрее вспомнить стихотворение.
Как любая коррекционная работа, работа по мнемотехнике должна соответствовать определенным требованиям и правилам:
– знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям;
– знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;
– знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;
– замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.
Публикация «Мнемотехника в работе учителя-логопеда ДОУ» размещена в разделах
Мнемотаблицы-схемы используются :
· При отгадывании загадок
· Для акустической и артикуляционной характеристики звуков
· При автоматизации звуков
· При заучивании стихотворений
· При пересказе художественной литературы
· При составлении предложений
· Для обогащения словарного запаса
· При составлении описательных рассказов.
Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают тексты. Этап автоматизации звуков проходит намного интереснее, и результативность коррекционной работы возрастает, т. к. повышается объем зрительной и вербальной памяти, улучшается распределение и устойчивость внимания, активизируется мыслительная деятельность детей.
При формировании правильного звукопроизношения мнемотехнику можно использовать на всех этапах коррекционной работы, так как мнемотехника многофункциональна. На этапе вызывания и постановки изолированного звука это может быть рисованный либо схематично-графический образ звука, помогающий ребенку припомнить правильный артикуляционный уклад и акустическое звучание звука. По мере усложнения работы (автоматизация звука) усложняется образ звука, это уже определенная схема (набор) знаков-символов. Количество символов зависит от индивидуальных способностей ребенка и от этапа работы.
Мнемотехника при заучивании стихотворений, чистоговорок, потешек.
Для того, чтобы облегчить процесс запоминания, используются мнемотаблицы. В них схематически возможно изображение героев, явлений природы, некоторых действий. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Помощники весны
Леня с Петей, взяв лопаты,
Помогать пришли весне.
Разбивают лед ребята
И разбрасывают снег.
Посмотрел на них с укором
Снеговик из-под ведра:
- Этак мне придется скоро
Убираться со двора! Г. Ладонщиков
Использование мнемодорожек и мнемотаблиц при автоматизации звуков.
Мнемотехника также является эффективным приёмом работы над звуками на этапе их автоматизации. Для этого часто используются мнемодорожки. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы.
Мнемотаблицы при составлении описательных рассказов.
Ощутимую помощь картинно-графический план оказывает в составлении описательных рассказов. Чтобы описать предмет, нужно выделить важные, существенные признаки предмета, что часто для ребенка бывает затруднительно.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать строение рассказа, последовательность событий, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Результаты использования мнемотехники в логопедической работе :
у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;
у детей автоматизация звуков речи происходит быстрее и интереснее;
дети учатся добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
дети учатся формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.
совершенствуются психические процессы: внимание, память, мышление.
Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий.