Олейник Елена Николаевна
Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Аннотация: Речевое развитие детей выступает одной из важнейших задач дошкольного образования. В статье раскрываются особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники.
Публикация «Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова: развитие речи, мнемотехника, дети, старший дошкольный возраст.
Речевое развитие детей выступает одной из важнейших задач дошкольного образования. Речь является основой для освоения ребенком культурно-исторического опыта, выступает как средство коммуникации, способствует развитию познавательной сферы и является необходимым условием воспитания и обучения. Овладение речью составляет важную задачу развития дошкольников. Развитие связной речи у детей особенно важно для их будущего обучения в школе.
Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах А. М. Леушиной, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой. Проблемы содержания и методов обучения связной речи в детском саду разрабатывались А. М. Бородич, В. В. Гербовой, О. С. Ушаковой, А. М. Дементьевой и др.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Каковы же факторы, облегчающие процесс становления связной речи?
Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконин – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия [1, с. 35].
В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Формирование связной речи – наиболее сложный раздел обучения.
Поэтому, наряду с общепринятыми приемами и принципами, вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является использование мнемотехнических приемов.
Мнемотехника представляет собой систему различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры [3, с. 12].
Цель: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, т. е. тех психических процессов, которые тесно связаны с речью и ее полноценным развитием.
Наиболее эффективным методом в развитии детей дошкольного возраста в мнемотехнике является игра. Также подойдут схемы. К способам развития можно отнести :
- дать ребенку отдельные картинки. Малыш должен попробовать их сгруппировать и объяснить, почему он собрал вместе некоторые картинки;
- изображение своих впечатлений. Этот способ позволяет развить лексический запас. Необходимо предложить ребенку нарисовать свои впечатления о прошедшем дне. Затем малыш должен рассказать, что у него за день было хорошего и что плохого;
- заучивание стихов. Чтобы заучивать стихи было легче, необходимо использовать таблицы. В каждую строку таблицы необходимо поместить знак или картинку;
- показать ребенку картинку. Рассказать, что изображено на ней. Далее картинка переворачивается, и ребенок должен назвать элементы, которые были изображены;
- разгадывание кроссвордов;
- разложить перед ребенком картинки. Ребенок внимательно на них смотрит. Затем он закрывает глаза, и взрослый убирает одну картинку. Ребенок открывает глаза и говорит, какой картинки не хватает.
На основании ФГОС мнемотехника включает способы, которые обеспечивают успешное прохождение детьми особенностей природы, дает информацию об окружающем мире, помогает запомнить структуру рассказа и развивает речь. Картотека данной техники выстраивается от простого к сложному.
В мнемотехнике используются :
- сенсорно-графические схемы;
- предметно-схематические модели;
- блоки-квадраты;
- мнемотаблицы.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Виды мнемотаблиц.
- развивающие (тренинг основных психических процессов);
- обучающие.
В мнемотаблице можно изображать практически всё. В ней производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям [1, с. 96].
Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Как любая работа строится от простого к сложному.
Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы.
Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».
Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам.
Работа по мнемотаблице проходит в несколько этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
2. Осуществляется перекодировка информации, т. е. преобразование абстрактных символов в образы;
3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме, в младшей группе с помощью воспитателя, а в старших -самостоятельно.
Развитие связной речи у старших дошкольников посредством мнемотехники будет эффективной при соблюдении следующих условий:
- выбор произведения для пересказа с помощью мнемотехники осуществляется с учетом речевых умений и навыков детей, воспитательных задач;
- осуществляется обучение дошкольников умениям прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст.
Наиболее эффективным методом в развитии детей дошкольного возраста в мнемотехнике является игра. Также подойдут схемы. К способам развития можно отнести :
- дать ребенку отдельные картинки. Малыш должен попробовать их сгруппировать и объяснить, почему он собрал вместе некоторые картинки;
- изображение своих впечатлений. Этот способ позволяет развить лексический запас. Необходимо предложить ребенку нарисовать свои впечатления о прошедшем дне. Затем малыш должен рассказать, что у него за день было хорошего и что плохого;
- заучивание стихов. Чтобы заучивать стихи было легче, необходимо использовать таблицы. В каждую строку таблицы необходимо поместить знак или картинку;
- показать ребенку картинку. Рассказать, что изображено на ней. Далее картинка переворачивается, и ребенок должен назвать элементы, которые были изображены;
- разгадывание кроссвордов;
- разложить перед ребенком картинки. Ребенок внимательно на них смотрит. Затем он закрывает глаза, и взрослый убирает одну картинку. Ребенок открывает глаза и говорит, какой картинки не хватает.
В современном мире дети перенасыщены информацией. В связи с этим обучение должно быть интересным и развивающим. Чтобы процесс становления связной речи проходил проще стоит учитывать следующие факторы:
- использование наглядности. Детальное изучение картинок помогает детям называть предметы, их отличительные признаки и связанные с ним действия;
- создание плана рассказа.
Наглядность и составление плана высказывания является основой обучения детей связной речи.
На основании ФГОС мнемотехника включает способы, которые обеспечивают успешное прохождение детьми особенностей природы, дает информацию об окружающем мире, помогает запомнить структуру рассказа и развивает речь. Картотека данной техники выстраивается от простого к сложному.
Для обучения технологии мнемотехники были отобраны следующие произведения, предусмотренные программой по разделу «Художественная литература». Была составлена план работы по развитию связной речи у старших дошкольников посредством мнемотехники.
На занятиях мы осуществляли обучение дошкольников следующим умениям, которые необходимые для овладения навыками мнемотехники :
- умение внимательно прослушивать произведение;
- умение понять основное содержание произведения;
- умение запоминать последовательность изложения;
- умение использовать речевые обороты авторского текста;
- умение осмысленно и связно передавать текст.
Рассмотрим, как проходила работа по обучению дошкольников навыкам мнемотехники по рассказу Л. Толстого «Пожарные собаки».
Вначале мы предложили детям прослушать рассказ Льва Толстого «Пожарные собаки». Затем мы была проведена беседа:
-О чем говорится в этом рассказе?
-Почему собак называли пожарными? Что делают пожарные собаки?
- Что произошло однажды? Чем закончился рассказ (дети отвечают)
- Как можно сказать о пожарных собак, какие они? (смешные, ловкие, сильные, находчивые)
- Чем вам понравился этот рассказ?
Перед повторным чтением мы дали установку на пересказ с использованием мнемотаблицы.
В ходе занятия дети отвечали на вопросы, с помощью мнемотаблицы пересказали рассказ, поддерживали разговор, с интересом наблюдали, рассматривали картинки к рассказу.
Таким образом, использование мнемотехники в работе с детьми является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность развития речи старших дошкольников, способствует повышению интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь детей. А также являются средствами формирования одной из ключевых понятий – владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе.
Список литературы
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учебное пособие. -М. : Академия, 2009.– 148 с.
2. Бизикова О. А. Развитие связной речи у дошкольников : Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014.- 235 с.
3. Леушина А. М. Значение мнемотехники в развитии связной речи дошкольников - труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию. – М., 2009.– 168 с.