Папки-передвижки

Мнемотехника как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Карина Буракова
Мнемотехника как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Как показал анализ научной литературы, мнемотехника является достаточно эффективными методом развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Как любая педагогическая технология, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Публикация «Мнемотехника как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Использование мнемотаблиц для развития ребёнка используются довольно давно. Впервые мнемотаблицы были разработаны Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым. Данный метод использовали Д. Б Эльконин и Л. Е. Журова для обучения дошкольников грамоте, т. е. использование наглядных моделей для определения звукового состава слова, схемы слова и схемы предложения. Мнемотаблицы к произведениям художественной литературы способствуют развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста. В процессе внедрения мнемотаблиц, дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но имеют возможность её видеть.

Мнемотаблица представляет собой знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Мнемотаблицы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце, схемы предложения - определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза. Мнемотаблицы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи дошкольников.

Использование мнемотаблиц в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Мнемотаблицы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания. Использование моделей (мнемотаблиц) лучше начинать со знакомых сказок: «Колобок», «Машенька и медведь», «Репка» и т. д. со временем дети захотят самостоятельно смоделировать понравившееся произведение.

Проведенный нами анализ литературы показал, что использование метода мнемотаблиц имеет ряд преимуществ:

• Ребенок старшего дошкольного возраста очень пластичен и легко

обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование мнемотаблиц вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

• Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс

запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;

• Применение мнемотаблиц, мы учим детей видеть главное,

систематизировать полученные знания.

Мнемотаблицы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:

• Как средство временного общения, для сохранения у ребёнка мотивации

и желания общаться.

• Как средство постоянного общения для ребёнка, неспособного говорить в будущем.

• Как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных

функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий).

• Как подготовительный этап к освоению письма и чтения у детей с

проблемами в развитии (схема слова, схема предложения).

В системе работы с детьми старшего дошкольного возраста мнемотаблицы применяются в организации предметно-развивающей среды, для организации и проведения физкультминуток, пальчиковой гимнастики и т. д.

Этапы обучения работе с мнемотаблицами :

1. Ознакомление ребё нка со знаком-символом и уточнение его понимания:

- идентификация символа (показываем ребёнку мнемотаблицы, предлагаем опознать их и соотнести с реальным предметом или его реалистичным изображением на картине);

- выбор нужной мнемотаблицы из ряда других (из нескольких мнемотаблиц ребёнок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый);

- выбор двух одинаковых мнемотаблиц среди ряда других;

- выбор такой же мнемотаблицы среди определённого множества других;

- конструирование фразы с помощью мнемотаблицы (ребёнок выбирает и показывает мнемотаблицы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза);

- выбор из нескольких фраз той, которую назвал взрослый.

2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций:

- составить из мнемотаблиц пару (предлагаем ребёнку соединить стрелкой мнемотаблицу изображающую предмет, с мнемотаблицей, отражающей действие, которое можно производить с этим предметом: кукла – играть; яблоко – есть, или показать ребё нку действие и попросить соединить с предметом: слушать – уши; пить – вода);

- выбрать те, которые относятся к одной тематической группе - Четвёртый лишний;

- найти и исправить ошибку в парах мнемотаблиц, соединив стрелкой соответствующие друг другу (уши – слушать; глаза – смотреть);

- найти и исправить ошибку во фразе (из нескольких мнемотаблиц выбрать нужную).

3. Последовательность логического конструирования фразы путё м самостоятельного выбора необходимого символа:

- составить из мнемотаблиц произнесённую взрослым фразу;

- составить фразу из мнемотаблиц соединив их между собой по смыслу стрелками;

- подобрать группу мнемотаблиц по заданному признаку;

- составить логические цепочки.

Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки:

первоначальное понятие «знак» (мнемотаблица);

обобщающее понятие;

закрепление навыка самостоятельных действий с мнемотаблицами;

самостоятельная ориентировка в системе знаков.

В целом, следует отметить, что использование метода мнемотаблиц развивает высшие психические функции, что положительно сказывается на результативности развивающей работы.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, мы наблюдаем отставание в развитии двигательных функций. Это проявляется в виде недостаточной.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 25 июля 2022 в 10:38
+35Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мнемотехника как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Карина Буракова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД