Карина Буракова
Мнемотехника как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Как показал анализ научной литературы, мнемотехника является достаточно эффективными методом развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Как любая педагогическая технология, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
Публикация «Мнемотехника как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Использование мнемотаблиц для развития ребёнка используются довольно давно. Впервые мнемотаблицы были разработаны Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым. Данный метод использовали Д. Б Эльконин и Л. Е. Журова для обучения дошкольников грамоте, т. е. использование наглядных моделей для определения звукового состава слова, схемы слова и схемы предложения. Мнемотаблицы к произведениям художественной литературы способствуют развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста. В процессе внедрения мнемотаблиц, дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но имеют возможность её видеть.
Мнемотаблица представляет собой знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
Мнемотаблицы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце, схемы предложения - определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза. Мнемотаблицы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи дошкольников.
Использование мнемотаблиц в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Мнемотаблицы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания. Использование моделей (мнемотаблиц) лучше начинать со знакомых сказок: «Колобок», «Машенька и медведь», «Репка» и т. д. со временем дети захотят самостоятельно смоделировать понравившееся произведение.
Проведенный нами анализ литературы показал, что использование метода мнемотаблиц имеет ряд преимуществ:
• Ребенок старшего дошкольного возраста очень пластичен и легко
обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование мнемотаблиц вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
• Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс
запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;
• Применение мнемотаблиц, мы учим детей видеть главное,
систематизировать полученные знания.
Мнемотаблицы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:
• Как средство временного общения, для сохранения у ребёнка мотивации
и желания общаться.
• Как средство постоянного общения для ребёнка, неспособного говорить в будущем.
• Как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных
функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий).
• Как подготовительный этап к освоению письма и чтения у детей с
проблемами в развитии (схема слова, схема предложения).
В системе работы с детьми старшего дошкольного возраста мнемотаблицы применяются в организации предметно-развивающей среды, для организации и проведения физкультминуток, пальчиковой гимнастики и т. д.
Этапы обучения работе с мнемотаблицами :
1. Ознакомление ребё нка со знаком-символом и уточнение его понимания:
- идентификация символа (показываем ребёнку мнемотаблицы, предлагаем опознать их и соотнести с реальным предметом или его реалистичным изображением на картине);
- выбор нужной мнемотаблицы из ряда других (из нескольких мнемотаблиц ребёнок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый);
- выбор двух одинаковых мнемотаблиц среди ряда других;
- выбор такой же мнемотаблицы среди определённого множества других;
- конструирование фразы с помощью мнемотаблицы (ребёнок выбирает и показывает мнемотаблицы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза);
- выбор из нескольких фраз той, которую назвал взрослый.
2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций:
- составить из мнемотаблиц пару (предлагаем ребёнку соединить стрелкой мнемотаблицу изображающую предмет, с мнемотаблицей, отражающей действие, которое можно производить с этим предметом: кукла – играть; яблоко – есть, или показать ребё нку действие и попросить соединить с предметом: слушать – уши; пить – вода);
- выбрать те, которые относятся к одной тематической группе - Четвёртый лишний;
- найти и исправить ошибку в парах мнемотаблиц, соединив стрелкой соответствующие друг другу (уши – слушать; глаза – смотреть);
- найти и исправить ошибку во фразе (из нескольких мнемотаблиц выбрать нужную).
3. Последовательность логического конструирования фразы путё м самостоятельного выбора необходимого символа:
- составить из мнемотаблиц произнесённую взрослым фразу;
- составить фразу из мнемотаблиц соединив их между собой по смыслу стрелками;
- подобрать группу мнемотаблиц по заданному признаку;
- составить логические цепочки.
Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки:
первоначальное понятие «знак» (мнемотаблица);
обобщающее понятие;
закрепление навыка самостоятельных действий с мнемотаблицами;
самостоятельная ориентировка в системе знаков.
В целом, следует отметить, что использование метода мнемотаблиц развивает высшие психические функции, что положительно сказывается на результативности развивающей работы.