Алла Петрухина
Мнемотехника
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотехника в работе логопеда.
Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.
Но, на сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое, так как растет число детей с речевой патологией.
У детей с речевыми нарушениями существуют следующие проблемы:
Публикация «Мнемотехника» размещена в разделах
• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
• Употребление нелитературных слов и выражений.
• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
• Плохая дикция.
Вопросы формирования связной речи изучались А. М. Бородич, Ф. А. Сохиным, Л. С. Выготским, А. А. Леонтьевым и др., а исследования речи у детей с речевой патологией нашли свое отражение в работах В. П. Глухова, Т. Б. Филичевой, Л. Н. Ефименковой, Т. А. Ткаченко, Н. С. Жуковой и др.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки.
Один из таких факторов, облегчающие процесс становления речи, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. – является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".
Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи служат приемы мнемотехники. Козаренко В. В. дает следующее определение мнемотехники : «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и то же – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания, т. е. речь идет о системе приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций».
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.
Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.
Для дошкольников мнемотехники имеют особое значение, т. к. мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать ее, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами, кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.
Мнемотаблицы используются при заучивании текстов, обучении пересказу, составлении описательного рассказа, знакомстве с сезонными явлениями и т. д.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Работа с мнемотаблицами состоит из нескольких этапов:
Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ
сказки с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
Для отработки сюжетного метода запоминания используются коллажи. Коллаж – это лист картона (плотная бумага или фланелеграф, на которые наклеиваются или накладываются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок картинок и составляет суть коллажа. Это пособие позволяет развивать фотографическую память ребёнка; расширить словарный запас, образное восприятие, развивать устную речь, умение связно говорить, рассказывать.
Мнемотехника помогает развивать :
-ассоциативное мышление,
-зрительную и слуховую память,
-зрительное и слуховое внимание,
-воображение,
-связную речь,
-мелкую моторику рук.
Использование мнемотехники в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, дает положительные результаты, делает процесс заучивания увлекательным, интересным и весёлым.