Светлана Овчинникова
Мнемотехника для заучивания стихотворений
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотехника для заучивания стихотворений
«Учите ребёнка, каким – нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».
К. Д. Ушинский
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен, дети испытывают трудности в заучивании стихотворений.
Публикация «Мнемотехника для заучивания стихотворений» размещена в разделах
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Главный инструмент нашего разума – это память. Чтобы память нас не подвела в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно её тренировать.
Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для заучивания стихотворений и обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.
Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Использование опорных рисунков при заучивании стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для детей с речевой патологие т. к. для детей с ОНР заучивание даже простого двустишия вызывает определенные трудности. Известно, что дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, плохо овладевают приёмами и методами запоминания. Работая в логопедической группе я столкнулась с этой проблемой более глубоко. Выучить стихотворение становится затруднительно, быстро утомляются, возникают отрицательные эмоции. Поэтому очень важно пробудить у детей с подобной патологией интерес к учебной деятельности.
Практика показывает, что для точного повторения стихотворения и скороговорок необходимо схематичное изображения отдельных частей. Здесь помогает мнемотехника. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст, а также ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков, помогает запоминанию с последующим воспроизведением целостного образа в рифмованной форме.
Знакомство детей с данным способом начинается с картинок. Из которых составляются мнемодорожки.
Мнемодорожка – полоска бумаги, на которой представлены схематически, в цветном виде, изображения стихов, сказок, пословиц, особенности времён года и т. д. Мнемодорожка несёт познавательную информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах.
Начальный этап работы с мнемодорожками это рассматривание квадратов – картинок, составных частей будущей мнемодорожки. Например:
Кто это? (Мышка).
Любимое лакомство мышки? (Сыр).
Кого боится мышка? (Кошку).
Затем, эти картинки соединяются в единое целое. В результате получается мнемодорожка, которую в дальнейшем можно с успехом использовать для речевого развития детей.
Мнемодорожку можно нарисовать самим или использовать для этого компьютерный графический редактор Paint.
Хотелось бы рассказать о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Их использование облегчает и ускоряет процесс запоминания и формирует приёмы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные изображения, так как у детей остаются в памяти цветные образы: одуванчик жёлтый, листья желтые, мышка серая и т. п. Усложнять изображение персонажа, вводить его графический вид надо постепенно.
Если мнемодорожки состоят из малого количества информационных квадратов, то мнемотаблицы состоят из гораздо большего их числа. Для детей младшего и среднего возраста рекомендуемое их количество равно шести.
Этапы работы над стихотворением :
Выразительное чтение стихотворения.
Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу. Старший дошкольный возраст.
Используя графическую аналогию, можно научить детей умению видеть самое главное.
Мнемотаблицы активизируют речь детей, развивают память, мышление,внимание.
В настоящее время использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным, так как обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Очень эффективны мнемотаблицы в автоматизации поставленных звуков логопедом. В индивидуальной работе очень помогают воспитателю закреплять поставленные звуки в речи детей. Кроме того:
основывается на комплексном подходе, включающем:
- решение в единстве коррекционно - развивающих задач, обеспечивающих социально- личностное, коммуникативное, эстетическое, моторное и эмоциональное развитие ребёнка;
- специальную организацию развивающей среды;
- развитие мотивационно -потребностной сферы речевой деятельности.