Муханова Елена Владимировна
Мнемотаблицы при разучивании стихотворений с дошкольниками
▼ Скачать +Заказ
Развивать речь ребёнка необходимо с раннего возраста. В этом помогает разучивание стихотворений, которое состоит из нескольких этапов:
1. Подготовительный этап.
Когда для начала создаётся определённый эмоциональный настрой, соответствующий стихотворению. Например, прогулявшись по улице, рассмотрев иллюстрации о весне, поговорив о том, что малышу нравиться в этом времени года, попутно выяснив, что означают непонятные слова, можно познакомить ребёнка со стихотворением.
2. Выразительное чтение стихотворения взрослым.
Публикация «Мнемотаблицы при разучивании стихотворений с дошкольниками» размещена в разделах
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Взрослый читает произведение выразительно, делает небольшую паузу для осмысления ребёнком услышанного стихотворения. Здесь важно запомнить содержание стихотворения.
3. Совместная работа. Обсуждение.
Здесь уместно задать следующие вопросы:
- О чём ты прослушал произведение?
- Понравилось ли оно тебе?
- Что запомнилось?
- Какими словами начиналось произведение?
- Какими словами заканчивалось стихотворение?
- Как описывается объект природы (лес, луг, небо?
- Кто главный герой?
- Что о нём говориться в стихотворении?
4. Повторное чтение с установкой на запоминание.
Взрослый читает произведение ещё раз, просит ребёнка максимально его запомнить. По возможности попросить ребёнка воспроизвести услышанное, помогая ему. Затем, если это необходимо, читает ещё раз, а ребёнок повторяет.
Если возможно, не теряя общей картины содержания, можно разделить текст стихотворения на части и учить его по частям.
5. Восстановление стихотворения ребёнком.
Для полного запоминания дошкольнику требуется 8-10 повторений в разные интервалы времени. Можно попросить ребёнка воспроизвести стихотворение на следующий день или вечером папе, бабушке.
Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.
Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.
Работа со словом проводится следующим образом. Даётся слово «солнце», его символическое обозначение. Постепенно ребёнок понимает, что означает символ и как его «зашифровать».
Для детей 3-5 лет целесообразнее давать цветные мнемотаблицы. У детей этого возраста в памяти закрепляются отдельные образы: небо – голубое, помидор – красный.
В старшем дошкольном возрасте можно предлагать чёрно – белые таблицы и мнемодорожки.
Потом переходим к поэтапному «зашифровыванию» сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению целых фраз, предложений по условным символам.
Когда этот этап детям станет доступен и понятен, можно предлагать мнемотаблицы, где количество ячеек в таблице зависит от размера текста стихотворения и сложности, от возраста ребёнка.
Мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определённая информация, которую дети, как исследователи всего нового и интересного, с удовольствием примутся составлять.
Работая с этими схемами, педагог сокращает время заучивания стихотворения и решает педагогические и воспитательные задачи:
- развитие памяти, внимания, образного мышления,
- перекодирование информации, т. е. преобразование абстрактных символов вобразы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном воспроизведении;
- обогащение словарного запаса, при обучени составления рассказов, пересказов, отгадывании загадок;
- развитие зрительной и речеслуховой памяти;
При моделировании мнемотаблиц дошкольники учатся :
- добывать информацию, проводить исследования текста, делать сравнения, составлять план внутренних действий, речевого высказывания;
- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.
И, конечно же, использование опорных рисунков, превращает заучивание стихотворения в увлекательную игру.
Образная память и непроизвольное в дошкольном возрасте преобладают. Зрительный образ, сопровождающийся просмотром рисунков, позволяет быстрее запомнить текст.
Методика работы с мнемотаблицами – мнемотехника, очень актуальна в настоящее время и хорошо себя зарекомендовала. Особенность её заключается в том, что применяются не изображения предметов, а их символы, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, так как символы максимально приближены к речевому материалу.
На начальных этапах это совместная работа педагога и дошеольника, но позднее – дети самостоятельно выполняют работу, придумывают ассоциации.
Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворения более простым, интересным, творческим.