Оксана Корнеева
Мнемотаблицы
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, дорогие МААМОВЦЫ!
Для каждого воспитателя,наверно, стоит одна и та же проблема - РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ. Вот и я, работая больше 10 лет воспитателем, каждый день пытаюсь решить эту проблему.
В предыдущих постах вы можете увидеть некоторые "варианты". А в посте: "Развитие речи детей дошкольного возраста" я рассказала об удивительных схемах-помощниках, которые называются "МНЕМОТАБЛИЦЫ".
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.).
Публикация «Мнемотаблицы» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.
Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана (см. рубрику «История мнемотехники»).
Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. В дошкольной педагогике мнемотехнику называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам (небольшие 4квадрата 2Х2, и позже — к мнемотаблицам.
Особенность методики
– применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка — зеленая, ягодка – красная. Позже — усложнять или заменять другой заставкой — изобразить персонажа в графическом виде.
Мои детки настолько полюбили эти мнемотаблицы, что самостоятельно придумывают их к стихам, пословицам, поговоркам.
Это мнемотаблица к Сказке "РЕПКА"
А ВОТ ПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕ, ПРИДУМАННЫЕ И НАРИСОВАННЫЕ ДЕТЬМИ:
1)Труд человека кормит, а лень портит:
2)Делу время - потехе час:
3)Меньше слов - больше дела:
4)Дело мастера боится:
5) Волка ноги кормят:
и т. д.
Потом мы на праздник "Пасхи" учили частушки. Слова было сложно запомнить даже нам - взрослым. И опять в помощь пришли наши
мнемотаблицы
: