МААМ-картинки

Мнемотаблицы как средство развития связной речи дошкольников

Инна Шац
Мнемотаблицы как средство развития связной речи дошкольников

МНЕМОТАБЛИЦЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Шац Инна Анатольевна, воспитатель

ГБУ ДОО ЗО «Детский сад № 43 «Солнышко» г. Мелитополь

Аннотация. В статье рассматривается использование мнемотаблиц для развития связной речи у детей дошкольного возраста. Описаны принципы и методы применения мнемотаблиц в образовательной практике, приведены примеры и их роль в улучшении навыков устной и письменной речи у детей.

Ключевые слова: мнемотаблицы, связная речь, дошкольный возраст, развитие речи, образовательные методики, логопедическая работа, когнитивное развитие.

Связная речь является важным компонентом когнитивного и социального развития детей дошкольного возраста. Она позволяет ребенку ясно выражать свои мысли, общаться с окружающими и усваивать новый материал. Одним из эффективных средств для развития связной речи являются мнемотаблицы.

Мнемотаблицы – это наглядные пособия, которые используют изображения и символы для облегчения запоминания и воспроизведения информации. Для детей дошкольного возраста они являются удобным инструментом, так как визуальные образы помогают лучше понять и запомнить материал. Применение мнемотаблиц способствует развитию памяти, логического мышления и речи.

Принцип работы с мнемотаблицами заключается в следующем: детям показывают таблицу, содержащую последовательность изображений, связанных с определенной темой или историей. Затем они вместе с воспитателем или логопедом обсуждают изображения и составляют связный рассказ, опираясь на них. Этот процесс помогает детям структурировать свои мысли и выражать их в связной форме.

Одним из примеров использования мнемотаблиц может быть таблица, иллюстрирующая последовательность событий в сказке. Например, мнемотаблица по сказке "Колобок" может содержать изображения леса, животных и самого Колобка в разных ситуациях. Просматривая эти картинки, дети учатся последовательно пересказывать сказку, что способствует развитию их связной речи.

Мнемотаблицы можно использовать не только для пересказа известных историй, но и для составления собственных рассказов. Например, можно предложить детям составить рассказ на основе таблицы, содержащей изображения различных предметов и персонажей. Этот метод стимулирует творческое мышление и помогает детям развивать навыки устной речи.

Еще одним важным аспектом использования мнемотаблиц является развитие словарного запаса. Обсуждая изображения, дети знакомятся с новыми словами и выражениями, учатся их правильно употреблять в речи. Например, таблица, иллюстрирующая различные виды транспорта, поможет детям выучить названия транспортных средств и описать их.

Использование мнемотаблиц также способствует развитию грамматических навыков. Во время работы с таблицами дети учатся строить предложения, согласовывать слова в роде, числе и падеже. Например, при описании картинки с изображением семьи дети могут учиться строить предложения типа "Мама готовит обед", "Папа читает книгу", что помогает им усваивать правила грамматики.

Для эффективного использования мнемотаблиц в образовательной практике важно учитывать возрастные особенности детей и подбирать таблицы, соответствующие их уровню развития. Например, для младших дошкольников лучше использовать простые таблицы с яркими крупными изображениями, а для старших – более сложные и детализированные.

Включение мнемотаблиц в образовательный процесс может происходить как на занятиях с логопедом, так и в повседневной работе воспитателя. Важно, чтобы занятия были регулярными и проводились в игровой форме, что способствует более эффективному усвоению материала и поддержанию интереса у детей.

Помимо развития речевых навыков, мнемотаблицы способствуют развитию других когнитивных функций. Они помогают детям улучшить внимание, концентрацию и память. Например, при работе с мнемотаблицами, содержащими последовательность событий, дети учатся удерживать в памяти последовательность действий и восстанавливать её в правильном порядке.

Мнемотаблицы также можно использовать для развития логического мышления. Например, таблицы с изображениями различных предметов, которые нужно классифицировать по определенным признакам, учат детей анализировать и группировать объекты. Это развивает их способности к логическому мышлению и помогает лучше понимать окружающий мир.

Особое внимание следует уделять индивидуальному подходу к каждому ребенку. Некоторые дети могут испытывать трудности с усвоением материала, и использование мнемотаблиц может помочь им преодолеть эти сложности. Индивидуальные занятия с мнемотаблицами позволяют адаптировать процесс обучения к потребностям и особенностям каждого ребенка, что способствует более эффективному развитию его речевых навыков.

Мнемотаблицы могут использоваться и для междисциплинарного обучения. Например, таблицы, иллюстрирующие различные природные явления или исторические события, могут быть интегрированы в уроки окружающего мира или истории. Это помогает детям видеть взаимосвязь между различными предметами и усваивать материал в более широком контексте.

Подводя итог вышесказанного, можно утверждать, что мнемотаблицы являются эффективным средством развития связной речи у дошкольников. Они помогают детям структурировать свои мысли, развивают память, логическое мышление и словарный запас. Использование мнемотаблиц в образовательной практике способствует улучшению навыков устной и письменной речи, что является важным этапом в подготовке к школьному обучению.

Список литературы

1. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т. В. Большова / Спб., 2005 — 71 с.

2. Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с. 16

3. Коротаева Т. В., Тихонова Н. М., Ломаева Н. П. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Ижевск, 2021. — 50 с.

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста Речь является средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Возможность говорить, общаться - это удивительный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мнемотаблицы как средство развития связной речи дошкольников
Опубликовано: 31 июля 2024 в 21:13
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мнемотаблицы как средство развития связной речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Инна Шац в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 августа. День арбуза. Передвижка «Арбуз»

 3 августа свой праздник отмечает арбуз. Этого зелено-полосатого именинника любят взрослые и дети, без него невозможно представить лето.

29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД