Татьяна Филиппова
Конспект занятия «Лес — это дом для многих жильцов» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Мир природы в старшей группе.
Тема: Лес – это дом для многих жильцов.
Цель:
• закрепление знаний детей о значении леса в жизни человека и лесных обитателей.
Задачи:
Образовательные
• Расширять представления детей о лесе и его обитателях.
• Раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей.
Развивающие
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
• Развивать экологическую культуру поведения, воспитывать интерес у детей к лесу и его обитателям.
• Развивать активность детей в играх.
• Развивать навыки восприятия звуков, обогащать эмоциональную сферу детей позитивными переживаниями.
Воспитательные
• Воспитывать бережное отношение к природе, умение вести себя в лесу, проявлять заботу и внимание ко всему живому.
• Воспитывать умение детей слушать друг друга, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Интеграция образовательных областей:
• познавательное развитие
• речевое развитие
• социально-коммуникативное развитие
• художественно-эстетическое развитие
• физическое развитие
Предварительная работа:
• Заучивание стихов, загадывание загадок о животных, птицах, насекомых;
• Беседы с детьми об исчезающих животных и растениях, которые занесены в Красную книгу;
• Настольные и дидактические игры:
«Съедобное и несъедобное»; «Поле, лес, огород»; «Кто где живет?»; Лото «Домашние и дикие животные».
• Рассматривание энциклопедии «Животные и растения нашей природы».
• Выполнение оригами «Бабочка».
Методические приемы: беседа, отгадывание загадок, дидактическая игра, использование аудиозаписей, сюрпризный момент.
Оборудование:
Демонстрационный материал: Предметные картинки с изображением животных, птиц, насекомых, листьев деревьев; коробка-посылка, аудиозапись «Голоса птиц», плакат с изображением лесной полянки ( растения: венерин башмачок, купальница, ландыш, ромашка, душица, зверобой, земляника, плакат со схемой оригами «Бабочка».
Раздаточный материал: цветная бумага размером 10x10.
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Послушайте загадку:
Богатырь стоит богат, угощает всех ребят.
Ваню – земляникой, Таню – костяникой,
Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой.
Что же это, ребята, за богатырь? (ЛЕС)
— Как вы понимаете, что такое лес? (Это место, где растет много деревьев).
— Какие деревья растут в наших лесах?
-Для чего нам нужны деревья? (Вырабатывают кислород).
Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
На столе лежат предметные картинки с изображением листьев деревьев. Дети по очереди выбирают картинку и называют, с какого дерева он слетел. Нужно из существительных образовать прилагательные (береза- березовый, липа- липовый, осина- осиновый, клен- кленовый, дуб- дубовый, ель- еловые иголки, сосна- сосновые иголки).
- Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев? (Ответы детей)
-Поговорим о птицах. Какие бывают птицы? (Перелетные и зимующие).
-Почему их так называют?
-Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение.
Дидактическая игра «Угадай птицу по голосу».
На доске предметные картинки с изображением птиц. Дети прослушивают записи пения птиц, находят нужную картинку. Назвать какая это птица (перелетная или зимующая).
-Не только птицы живут в нашем лесу. Ребята, кто же прячется от нас в лесной глуши, угадайте:
1. Зимой белый, летом серый. (Заяц).
2. Юркий, маленький зверёк,
По деревьям прыг да скок. (Белка)
3. Разбойник он серый, нет ему веры. (Волк)
4. У кого из всех зверей
Хвост пушистей и длинней? (Лиса)
5. На спине его иголки,
Удивительно как колки,
Их руками не возьмёшь,
Потому что это? (Ёж)
6. Он любит мёд.
Зимой он спит.
Весной хороший аппетит. (Медведь)
После угадывания каждой загадки выставляется на доске предметная картинка с изображением животного.
-Как этих животных можно назвать одним словом? (Дикие).
Физкультминутка.
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимайте ноги выше, (шагаем, поднимая высоко ноги)
Через кустики и кочки, (прыжки, имитирующие прыжки по кочкам)
Через ветки и пенёчки. (шагаем высоко поднимая ноги)
— Вот мы и добрались до полянки. Посмотрите, как здесь красиво.
-Какие же растения растут на полянке?
На доске ватман с изображенными на нем растениями, дети должны назвать их. (Колокольчик, ландыш, венерин башмачок, купальница, ромашка, зверобой, душица, земляника.) Детям предлагается посчитать количество колокольчиков, цветков на стебле ландыша, чего больше?
-Какие красивые цветы растут на нашей поляне. Мне так захотелось нарвать их букет цветов. Наберу я букет ландышей,а может быть букет из венерина башмачка, или, пожалуй наберу купальницу. Правильно ли я поступлю?
(Нет, эти растения занесены в Красную книгу.)
-Что такое Красная книга? (Книга, куда занесены редкие и исчезающие виды растений и животных).
А что же я могу взять с собой из леса?
-Отгадайте загадку:
Ягода приятная,
Очень ароматная.
Ты под кустик загляни-ка,
Там краснеет -. (земляника)
-Какие вы еще знаете лесные ягоды? (Малина, калина, рябина)
-Угадайте, кого еще мы встретим на полянке, в лесу? (После угадывания каждой загадки, выставляется картинка насекомого).
1. Назовите самое трудолюбивое насекомое? (Муравей)
2. Кто в траве стрекочет, перепеть всех хочет? (Кузнечик)
3. Не на рыбу, а сеть расставляет. (Паук)
4. Кто жужжит и поёт,
Собирает сладкий мёд? (Пчела)
5. Если он ночной порой
Запищит над головой,
Превратится сон в кошмар.
Пискуна зовут (Комар)
6. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
А он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
-Каких еще насекомых знаете? (Ответы детей)
-Зачем нужны насекомые? (Опыляют растения, служат пищей для птиц и животных).
-Давайте мы с вами сейчас сделаем красивых бабочек из бумаги.
Дети садятся за столы. На столах у каждого лежит цветная бумага размером 10x10. На доске выставляется схема выполнения оригами «Бабочка». Воспитатель поэтапно напоминает детям, как сделать бабочку.
-Перед вами лист цветной бумаги квадратной формы. Нужно сложить бумагу по диагонали так, чтобы получился треугольник. Разворачиваем бумагу и складываем еще раз по другой диагонали.
Разворачиваем лист и складываем вовнутрь два боковых треугольника. Получился двойной треугольник.
Подгибаем верхние углы вверх. Уголки должны сомкнуться в верхней части заготовки.
Переворачиваем конструкцию обратной стороной.
Сгибаем большой угол так, чтобы он выступал над верхним слоем детали.
Загнуть образовавшийся маленький треугольник на другую сторону.
Перевернуть бабочку, увидим готовые крылышки.
Немного сомкнуть крылья к центру. Бабочка готова.
Пальчиковая гимнастика.
С кем дружит цветок
(для этой игры руки нужно сложить «цветочком» : соприкасаются друг с другом только запястья, а пальчики разведены в стороны, как лепестки)
Цветочек дружит с бабочкой,
( большие пальцы переплетите в замок: ладошки от себя и помашите пальчиками, как крыльями)
Цветочек дружит с пчелами,
(покружите прямыми указательными пальчиками друг вокруг друга. Остальные пальчики сложены в кулачки)
Цветочек дружит с солнышком,
(поверните ладошки от себя, пальчики подняты вверх и разведены в стороны, как лучики солнца)
С дождинками веселыми.
(постучите указательным пальчиков одной руки по раскрытой ладони другой руки — это капли дождя)
Самостоятельная работа детей. По мере необходимости воспитатель помогает детям.
-Давайте своих бабочек посадим на нашу полянку. Посмотрите, какая красивая стала полянка.
-Как надо себя вести в лесу?
Правила поведения в лесу:
• запрещено разжигать костер без взрослых, ведь огонь опасен, как для человека, так и для обитателей леса, очень трудно остановить его распространение;
• не бросайте мусор, нельзя загрязнять природу, это дом для зверей и птиц;
• нельзя шуметь в лесу: кричать, слушать громкую музыку, такое поведение вызывает беспокойство у лесных жителей;
• не обижайте диких животных, они опасны в разъяренном состоянии;
• не следует забирать детенышей животных, они могут быть переносчиками очень опасных заболеваний;
• не трогайте гнезда птиц, птенцов, яйца; никогда не уносите с собой птенцов, они не смогут выжить в неволе;
• не разрушайте муравейники, муравьи – это санитары леса, своей работой они приносят огромную пользу;
• не ловите шмелей, бабочек, стрекоз, божьих коровок, они опыляют растения и уничтожают вредителей;
• ходите в лесу только по тропинкам, не вытаптывайте растительность и почву, ведь могут пострадать травы и многие насекомые;
• не ломайте ветки кустарников и деревьев, не срывайте цветы, тем более с корнем, ведь они не вырастут снова, среди них могут быть редкие, занесенные в Красную книгу;
• разрешается сбор знакомых лекарственных трав, ягод, орехов, если в лесу их много;
• никогда не пробуйте на вкус незнакомые ягоды, растения и грибы, велика вероятность, что они ядовиты;
• не топчите несъедобные грибы, ведь они являются едой для животных. Помните, правильное поведение в лесу – залог вашей безопасности.
-Ребята, а кто следит за порядком в лесу? (Лесник).
-Занятие у нас подходит к концу. Что же мы сегодня делали на занятии, о чем говорили? (Ответы детей).
-Сегодня утром в наш детский сад пришла посылка из леса. Давайте посмотрим, что там. (Открываем посылку, там угощение для детей - орехи от лесных обитателей.)