Лучший педагог года

Миотерапия в коррекции речи

надежда добрынина
Миотерапия в коррекции речи
▼ Скачать + Заказать документы

Миотерапия.

В логопедической работе с детьми с аномалиями органов артикуляции применяется массаж артикуляционной мускулатуры в комплексе с мимической, артикуляционной гимнастикой и элементами миотерапии. На практике мы убедились, что отдельно взятый традиционный комплекс артикуляционной гимнастики, используемый для устранения звукопроизносительных расстройств, был малоэффективен для целенаправленного формирования или восстановления функций отдельных мышц, страдающих при патологиях зубочелюстной системы, вследствие чего мы посчитали целесообразным включить в коррекционную работу дополнительные упражнения определенной узкой направленности.

Публикация «Миотерапия в коррекции речи» размещена в разделах

Опираясь на практический опыт использования миогимнастики в целях формирования и нормализации функции мышц челюстно-лицевой области в процессе коррекции деформаций зубочелюстной системы и рото-вой полости, представленный в работах В. Л. Страковской [212] и Ф. Я. Хоро-шилкиной [198], мы использовали комплекс миотерапевтических упражне-ний, из которых часть выполнялась с применением специальных аппара-тов-тренажеров. (Комплекс модифицированных упражнений был дополнен авторскими разработками). Выполнялись следующие упражнения:

1. Развитие круговой мышцы рта.

Ребёнок смыкал губы и надувал щёки, после чего прижимал к щекам кулаки и медленно выдавливал воздух через сжатые губы (2 варианта выдоха – через центр губ и через углы губ).

При сомкнутых губах ребенок надувал либо правую, либо левую щеку и медленно выдувал воздух либо через правый, либо через левый угол рта соответственно.

При протрузии верхних фронтальных зубов ребёнок надувал воздух под верхнюю губу, при мезиальном прикусе – под нижнюю.

Ребенок осуществлял накусывание верхней губы при дистальном прикусе и нижней губы при мезиальном прикусе.

Ребёнок вытягивал нижнюю губу и охватывал ею верхнюю губу, затем верхнею губой охватывал нижнюю.

Ребёнок вытягивал нижнюю губу, охватывал ею верхнюю губу, затем через щель между верхней и нижней губами производил сильный выдох в направлении носа.

Ребенок верхней губой охватывал нижнюю и через щель между верхней и нижней губами производил сильный выдох в направлении подбородка. Дети учились свистеть – формировался специфический уклад губ.

Дети дули на легко перемещавшиеся предмет.

Удерживание между губами полоски клеенки в течение 3-5 мин во время игры, выполнения домашних заданийи т. п.

Ребёнок набирал в рот воды и удерживал её, не проглатывая и не разжимая губ.

Ребенок с напряжением выливал воду из ротовой полости через правый или через левый угол рта.

Ребёнок закладывал согнутые мизинцы в углы рта и слегка растягивал их, сжимая губы и следя за тем, чтобы они не выворачивались.

Применялись ватные валики: небольшие ватные валики закладывались в области переходной складки преддверия полости рта по обе стороны от уздечки верхней губы. Ребёнок смыкал губы и произносил ряд фраз, содержащих звуки [п], [б], [м], (Например, «Белые облака бегут по голубому небу»).

Использовались две пуговицы диаметром 25-30 мм, соединенные шнурком и располагавшиеся на расстоянии 15-18 см друг от друга. Одну пуговицу ребёнок захватывал губами, а другую брал правой рукой и натягивал шнур.

Использовалась силиконовая соска-пустышка: ребенок совершал всасывающее движение и пытался удержать соску губами, педагог за кольцо-держатель медленно вытягивал соску из ротовой полости ребенка. Использовался небольшая овальная пластмассовая загубная часть соски-пустышки (сама соска при этом была удалена). Загубная часть соски помещалась в предверие ротовой полости ребенка и удерживалась сомкнутыми губами. Педагог или сам ребенок за кольцо-держатель пытались вытянуть ее из ротовой полости.

Использовалась пипетка с водой: резиновая часть пипетки помещалась между губами ребенка. Ребенок, сжимая губы, пытался удалить воду.

2. Развитие мышц, регулирующих положение нижней челюсти.

При дистальном прикусе ребёнок медленно выдвигал нижнюю челюсть вперёд до тех пор, пока режущие края нижних резцов не устанавливались впереди верхних. В таком положении нижняя челюсть удерживалась около 10 сек, затем медленно занимала исходное положение. То же упражнение ребёнок выполнял с поворотом головы сначала вправо, а затем влево.

При мезиальном прикусе ребёнок открывал рот и медленно закрывал его, смещая нижнюю челюсть назад, и устанавливал передние зубы в краевом смыкании. Такое положение удерживалось в течение 4-8 сек. Облегчённый вариант выполнения упражнения – движение челюсти с запрокидыванием головы назад.

Упражнение для мышц, поднимающих нижнюю челюсть, – прикусывание палочки. Палочка с надетой на нее резиновой трубкой прокладывалась между боковыми зубами ребёнка и удерживалась в таком положении. Ребёнок сжимал и разжимал зубы, постепенно перемещая палочку по зубному ряду.

Имитация ребенком активных жевательных движений: а) с сомкнутыми губами, б) с разомкнутыми губами, широко открывая рот и как можно сильнее напрягая мышцы нижней челюсти.

Упражнения, направленные на развитие подвижности нижней челюсти:

а) широко открыть рот и медленно закрыть его, смещая нижнюю челюсть то вправо, то влево;

б) широко открыть рот и медленно закрыть его, смещая нижнюю челюсть то как можно дальше вперед, то максимально назад;

в) предлагалось координировать направление движений нижней челюсти и темп их выполнения с движениями руки педагога. Движения руки педагога в горизонтальной плоскости соответствовали смещению нижней челюсти ребенка вправо, влево, вперед, назад; движения руки в вертикальной плоскости определяли открывание и закрывание рта ребенка со смещением нижней челюсти или без него.

Ребенок широко открывал рот и помещал указательные пальцы рук на боковые зубы нижнего зубного ряда, надавливая на нижнюю челюсть. При попытке сомкнуть челюсти возникал эффект сопротивления.

Педагог помещал свою руку по подбородок ребенка. Ребенок пытался открыть рот (опустить нижнюю челюсть, преодолевая сопротивление руки.

Специалист располагал большой палец своей правой руки на подбородке под нижней губой ребенка и производил легкое надавливание на его нижнюю челюсть в горизонтальном направлении; ребенок, напрягая мышцы нижней челюсти, пытался преодолеть сопротивление и выдвинуть нижнюю челюсть вперед.

Публикации по теме:

Использование логосказок в коррекции нарушений речи у дошкольников С давних пор сказка является одним из самых любимых жанров устного художественного творчества. В. А. Сухомлинский писал: - «Сказка неотделима.

Современные подходы к развитию и коррекции речи дошкольников Формирование правильной речи детей является одной из основных задач современного дошкольного образования. В настоящее время происходят серьёзные.

Дидактическое пособие по развитию и коррекции речи детей «Веселый паровозик» Актуальность. Слайд №2 Исследованиями ученых доказано, что в настоящее время увеличивается число детей дошкольного возраста, имеющих отклонения.

Использование сказки как эффективного средства логопедической коррекции речи у детей Учитывая ограниченные речевые возможности детей с ОНР и их психические особенности, в логопедической работе используют такие формы и методы.

Консультация для воспитателей «Эффективные технологии коррекции речи детей»Консультация для воспитателей «Эффективные технологии коррекции речи детей» Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную.

Лэпбук как эффективное средство коррекции речи Лепбук – коленная книга, книжечка, которая может быть маленького карманного формата. В содержании лепбука находятся: - Различные кармашки,.

Лэпбук как эффективное средство коррекции речи. Часть 2 Немаловажной функцией лепбука является то, что дети не просто созерцатели Ваших трудов, они могут и принимают САМИ непосредственное участие.

Нетрадиционные методы как одно из направлений коррекции речи детей Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает.

Презентация к родительскому собранию в подготовительной группе (по коррекции речи) «Профилактика дисграфии» 1. Вводная часть 1 СЛАЙД Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня у нас с вами не обычное собрание. Темой является проблема дисграфии в.

Работа с родителями по коррекции речи Тесный контакт детского сада и семьи -необходимое условие правильного и своевременного развития речи ребенка. Некоторых родителей беспокоит.

Автор публикации:
Миотерапия в коррекции речи
Опубликовано: 27 января 2019 в 08:51
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Миотерапия в коррекции речи» (включая файлы) размещена пользователем надежда добрынина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД