Ирина Бондарь
Презентация к родительскому собранию в подготовительной группе (по коррекции речи) «Профилактика дисграфии»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Вводная часть
1 СЛАЙД
Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня у нас с вами не обычное собрание. Темой является проблема дисграфии в младших классах, которое берет начало в дошкольном возрасте. Также научимся играть в игры, которые направлены на профилактику дисграфии.
2. Понятие «дисграфия».
2 СЛАЙД
С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.
Публикация «Презентация к родительскому собранию в подготовительной группе (по коррекции речи) „Профилактика дисграфии“» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Дисграфия – это нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки, искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизм на письме.
Чем опасна дисграфия?
При таком отклонении, начиная с первого класса, детям с трудом дается письмо, особенно трудно им писать под диктовку. Если такой ребенок напишет диктант, то у него в работе будет много ошибок. Кроме грамматических ошибок, дети игнорируют написание заглавных букв, а также точки, тире и запятые. У них очень плохой почерк.
Такие дети знают о своем недостатке и стараются, особенно при написании сочинений, использовать короткие фразы, состоящие из нескольких слов. И там тоже много ошибок.
Зачастую, особенно после 4 класса, школьники не желают посещать уроки, потому что стесняются, всячески стараются увильнуть от выполнения заданий по русскому языку, а то и вовсе пропускают уроки.
Для решения этой сложной проблемы важнее говорить о способах профилактики дисграфии у дошкольников, чем о путях ее преодоления у школьников, тем более что дисграфию легче предупредить, чем устранить. Как правило, дети, страдающие дисграфией, имеют различные речевые нарушения.
3 СЛАЙД
Характерные ошибки при дисграфии:
• Зеркальное написание букв, смешения графически сходных букв;
• Ошибки, связанные с нарушением произношения. Ребенок пишет то же, что и говорит («сапка» вместо «шапка»);
• Ошибки в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, определении мягкости, твердости, глухости, звонкости (п-б, к-г);
• Ошибки на уровне слога, слова, предложения и текста;
• Ошибки, связанные несформированностью лексико-грамматических категорий.
В группу риска попадают дети:
1. Дети с общим недоразвитием речи.
2. Дети, у которых в 2-3 года была задержка в развитии речи.
3. Дети, у которых есть проблемы с памятью и вниманием.
4. Если ребенок левша или переученный левша.
5. Если у ребенка была травма головы.
6. Если к семи годам у ребенка не исправлены нарушения звукопроизношения.
7. Если ребенок слишком рано, в 6 лет, пошел в школу, и в семье интенсивно пытаются подстегнуть интеллектуальное развитие ребенка, игнорируя естественные темпы физиологического и психологического развития. Или, наоборот, если ребенок рос в социально неблагополучной среде, где возможность развиваться естественно была ограничена.
8. Часто болеющий (особенно в раннем возрасте, ослабленный ребенок;
9. Ребенок, в семье которого наблюдались случаи дисграфии;
10. Ребенок, воспитывающийся в двуязычной семье.
Для предупреждения и коррекции данного вида ошибок необходима планомерная и последовательная работа, которая заложена в программу обучения в подготовительной группе. Некоторые упражнения повторяются в домашних заданиях, для закрепления новой информации.
3. Предупреждение дисграфии
4 СЛАЙД
Коррекционная работа делится на разделы: предупреждение ошибок на уровне слога, слова, предложения, текста. Если у ребенка в дальнейшем не будет затруднений при анализе речевого потока, когда ребенок полностью овладеет этим навыком и научится отчетливо представлять себе звуко-слоговую структуру каждого слова, только тогда можно предотвратить специфические ошибки письма.
5 СЛАЙД
Формирование языкового анализа и синтеза.
Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи.
Обучение грамоте на русском языке осуществляется по так называемому звуковому аналитико-синтетическому методу, поэтому для овладения ею ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, то есть владеть фонематическим анализом и синтезом слов. Поэтому, овладевающий грамотой ребенок еще до начала записи предложения должен уметь выделить в нем отдельные слова, уловив границы между ними, и определить звуко-слоговой состав каждого слова. Из всех видов анализа речевого потока (деление предложений на слова, слов на слоги, слов на звуки) самым сложным для детей является последний- фонематический анализ слов.
Для нее наиболее характерны следующие ошибки:
• пропуски букв и слогов;
• перестановка букв и (или) слогов;
• недописывание слов;
• написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук";
• повторение букв и (или) слогов;
• контоминация - в одном слове слоги разных слов;
• слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("настоле", "на ступила").
6 СЛАЙД
Направления коррекционной работы по преодолению дисграфии:
1. Формирование умения определять кол-во, последовательность и место слов в предложении, те. Развитие языкового анализа и синтеза
2. Развитие слогового анализа и синтеза: умение выделять гласные звуки и слова.
3. Развитие фонематического анализа и синтеза: выделение звука на фоне слова, определение места звука в слове.
7 СЛАЙД- 8слайд
Примерные задания, игры сводятся к формированию умения определять количество, последовательность и место слов в предложении.
Этого можно достичь, выполняя следующие задания:
1. Составление предложений по опорным картинкам с определённым количеством слов.
2. Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в них количества слов. Работа с числовым рядом.
3. Так же детей учат составлять графические схемы предложений, отыскивать в схеме определённое слово, читать предложения по схеме.
4. Определение места слова в предложении (какое по счёту указанное слово). Работа с числовым рядом.
9 СЛАЙД
II. Развитие слогового анализа и синтеза
При формировании навыков слогового анализа и синтеза работа начинается со вспомогательных приёмов (отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество). Затем опираясь на умение выделять гласные звуки в слове, дети усваивают основное правило слогоделения: в слове столько слогов, сколько гласных.
игры и упражнения:
1. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество (ма-ши-на, ру-ба-ха- длинные слова, суп, сок-короткие слова).
2. Уметь выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
3. Уметь выделять гласный звук из слога и слова. Определить гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова).
4. Назвать гласные в слове.
5. Записать только гласные данного слова.
6. Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы.
7. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.
8. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.
10 СЛАЙД
Игра «Закончи слово»
Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу. Воспитанник подбирает слово, которое начинается с заданного слога (ок-но, но-ра, ра-ма) или последующего.
11 СЛАЙД
Важно перед школой и в момент обучению чтению тренировать навыки звукового анализа и синтеза. Недоработка в этом вопросе чревата ошибками на письме и чтении.
Важно, чтобы ребенок перед школой хорошо овладел понятиями «звук», «буква», «согласный», «гласный», «твердый согласный», «мягкий согласный», «слог», «ударение», «слово», «предложение».
Будущий школьник должен хорошо уметь делить слово на слоги, выделять ударный слог, выделять позицию заданного звука (или слога) в слове.
Упражнения на тренировку звукового анализа (фонематического анализа) нужно делать со всеми дошкольниками, чтобы предупредить возникновения дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза:
12 СЛАЙД
• Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «О» и топни ножкой, когда услышишь звук «У».
• Разложи картинки на две стопки – на синее и зеленое поле. Слова, которые начинаются с мягких звуков, будут на зеленом поле, с твердых – на синем.
• Я назову звонкий звук, а ты – парный глухой (Б – П, Д – Т и т. д.)
• Я назову твердый, а ты – парный мягкий (С – СЬ, М – МЬ и т. д.)
13 СЛАЙД
• Звонкий или глухой? Картинки, названия которых начинаются с глухого звука «П» положи в домик без звоночка, а картинки, названия которых начинаются на звонкий звук «Б» в домик со звоночком.
• У кого больше? Побеждает тот, на чьей карточке в слове большее количество слогов.
• Найди слова с одинаковым первым звуком в слове.
• Найди слова с одинаковым слогом в конце слова.
14 СЛАЙД
Ошибки
15 СЛАЙД
2. Формирование правильного звукопроизношения
Если у ребенка были нарушения звукопроизношения и он заменял один звук другим, необходимо исправить речь прежде, чем начнете обучать ребенка письму и чтению.
16 СЛАЙД
Но бывает и так, что звуки исправлены, а ребенок иногда все же продолжает их путать! Например, раньше малыш вместо звука «Ш» произносил звук «С», но логопед поставил шипящий звук и вроде бы все нормально. Но в некоторых словах ребенок как бы по привычке возвращается к старому произношению, и говорить «малыс» вместо «малыш», или «космош» вместо «космос». Забавно, правда? Да, но и опасно! Ведь так будет и писать.
Различение звуков, которые ребенок неправильно произносил, путал и менял друг друга, должно быть хорошо отработано в разнообразных упражнениях по профилактике дисграфии:
17 СЛАЙД
• Если услышишь звук «Ш» подними символ (картинка, символизирующая звук, например, шарик, из которого выходит воздух, а если прозвучит звук «С» - покажи его символ (например, насос).
• Повтори за мной звуки, не перепутай: «Ш» «С» «Ш», «С» «С» «Ш», «Ш» «С»»Ш» и т. д.
• Подними символ звука «Ш», если услышишь слово с этим звуком. Если же в слове будет звук «С» - подними символ звука звук «С».
• Посели слова со звуками «Ш» и «С» в разные домики.
18 СЛАЙД
Таким образом, дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.
Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.