ольга саматова
Нетрадиционные методы как одно из направлений коррекции речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Чтобы достичь более быстрых результатов, когда работаю над постановкой звуков у школьников с ОВЗ, и, чтобы занятия становились всё более занимательными и увлекательными, применяю такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка.
Публикация «Нетрадиционные методы как одно из направлений коррекции речи детей» размещена в разделах
Этот метод дети воспринимают как игру. Всем известно, что в качестве самого эффективного метода на логопедических занятиях выступает игровой метод. Это связано с тем, что игровые методики, включая в себя практически все формы работы, предоставляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребёнка. Когда знакомлю детей с новым артикуляционным упражнением, они сами могут предлагать движение руки. Заметила, что в этом случае, ребятам больше нравится выполнять упражнения. Такие игры дополнительно стимулируют ребёнка к выполнению задания.
Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка
Продолжаю рассказывать о нетрадиционных методах стимуляции речи, в частности о применении су джок в логопедии.
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ
Для проведения логопедических упражнений с внедрением су джок воздействия понадобятся специальные шары разных цветов и кольца. Неравномерная поверхность позволяет применять их как эффективные массажеры, а также инструмент для развития моторики рук. Общие правила:
o воздействие должно быть приятным, не вызывать негативной реакции у ребенка;
o массаж проводят до появления слегка розового цвета кожи и ощущения тепла;
o проводить такие занятия можно, если малыш хорошо себя чувствует, у него нет температуры, сыпи и других проявлений кожных или инфекционных заболеваний;
o нельзя надолго оставлять эластичное кольцо на пальцах в одном положении, чтобы не нарушить кровоснабжение;
o избегайте интенсивных движений, чтобы не травмировать нежную кожу массажируемого.
ПРИМЕРЫ ИГР:
o Шариком кружок катаю, взад — вперед его гоняю. Глажу, чищу я ладошки, будто с них сметаю крошки. (Под речь взрослого, малыши выполняют те действия, о которых говорится в стихах)
o Ёжик бегал на ладошке, у него устали ножки. На спинке иголки, ох какие колкие. Ежик ростом очень мал, нам иголки показал, а иголки тоже на ежей похожи. (Малыш катает шар на ладони, затем прокатывает вдоль каждого пальца.)
o «Сорока» — всем известная сказка про сороку, которая варила кашу. Проговаривая слова русской народной потешки, водим сначала по ладони, а называя очередного гостя – одеваем на каждый палец колечко, прокатывая его до основания и снимая.
o Шла медведица спросонок, (нажимать шаром по ручке малыша, имитируя шаги, а за нею – медвежонок (нажатие сделать слабее). Прибежали тут детишки, (снова усилить воздействие, ускорить темп, принесли в лукошке книжки. Стали книжки открывать (нажать шаром поочередно на пальцы) и на листиках писать.
РАБОТА НАД РЕЧЬЮ
Непосредственная логопедическая работа с грамматическими и лексическими категориями, фонематическим слухом, звукопроизношением тоже возможна с применением шариков:
o Отработка лексико-грамматических понятий. Взрослый катит шарик по столу к ребенку, называя животное или вещь. Пациент ловит шар и катит обратно, превращая названное во множественное число.
o Точно также можно построить игру на применение суффиксов, например, уменьшительно — ласкательных (лис – лисенок, кот – котенок).
o Слоговая структура слова. Произнося слова по слогам, двигать или крутить шарик в соответствии с ритмическим рисунком, одно движение на 1 слог. Или простучать массажером заданный ритм. Вдеваем пальчики в пружинки — сколько слогов, столько и пальчиков.
o Фонематический слух - прислушиваясь к словам, которые называет взрослый, проехать столько звуковых дорожек, сколько заданных звуков встречается в слове.
o Напишите на бумаге букву, попросите ребят прокатить шарик с помощью ладошки или пальчиков по контуру буквы.
o Можно позволить самостоятельно поиграть шарами, развивая творчество и фантазию.
ЗАНЯТИЯ С КОЛЬЦОМ-ПРУЖИНКОЙ
Проговаривая известные считалки, потешки или стихи, поочередно на каждый палец одевать и прокатывать су джок кольцо:
o «Первый пальчик — дедушка, второй пальчик — бабушка, третий пальчик — папа, этот пальчик — мама, последний пальчик — я, это вся моя семья.»
o
«Братцы». «Василию — старшому — дрова рубить, Степке — указке — воды налить,
o
o Федьке — середке — огонь разводить, Ваньке — сиротинке — кашку варить, малышу Тимошке — на гармошке играть, родных братьев забавлять.»
Такой массаж за счет активации нужных зон в коре головного мозга при су джок воздействии стимулирует не только речь, но и улучшает запоминание, концентрацию внимания, активизирует мышление и другие когнитивные функции. А это позволяет улучшить результат и сделать более эффективной коррекционную работу логопеда. Применять методику могут и родители самостоятельно дома.
Сегодня вы познакомились с необычным способом логопедических занятий. Надеемся, вам было интересно и описанные приемы вы станете применять для развития ваших детей. Заглядывайте к нам еще и вы узнаете о самых необычных методиках.