МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Эффективные технологии коррекции речи детей» (1 фото)

Яна Забалуева
Консультация для воспитателей «Эффективные технологии коррекции речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

К ним относятся хорошо известные специалистам:

Технология логопедического обследования.

Технология коррекции звукопроизношения.

Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.

Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.

Публикация «Консультация для воспитателей „Эффективные технологии коррекции речи детей“» размещена в разделах

Технология развития интонационной стороны речи.

Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.

Технология развития лексико-грамматической стороны речи.

Технология логопедического массажа.

1. Технология логопедического обследования

Цель логопедического обследования:

определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере.

Задачи:

1) выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;

2) выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения;

3) выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности.

Рассмотрим этапы логопедического обследовав которые предлагает Грибова О. Е.

I этап. Ориентировочный.

Задачи первого этапа:

• сбор анамнестических данных;

• выяснение запроса родителей;

• выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.

II этап. Диагностический.

Диагностический этап представляет собой собственно процедуру обследования речи ребенка. При этом взаимодействие логопеда и ребенка направлено на выяснение следующих моментов:

- какие языковые средства сформированы к моменту обследования;

- какие языковые средства не сформированы к моменту обследования;

- характер несформированности языковых средств.

IIIэтап. Аналитический.

Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты, которая является обязательным отчетным документом логопеда, независимо от его места работы.

IVэтап. Прогностический.

На этом этапе на основании результатов обследования дошкольника логопедом определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, основные направления коррекционной работы с ним, составляется индивидуальный план работы.

2. Технология коррекции звукопроизношения.

Подготовительный этап

Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков.

Содержание:

1. Формирование точных движений органов артикуляции:

а) с помощью логопедического массажа;

б) с помощью приёмов артикуляционной гимнастики.

2. Формирование направленной воздушной струи.

3. Развитие мелкой моторики:

а) с помощью пальчиковой гимнастики;

б) с помощью массажа рук;

в) с помощью самомассажа пальцев рук;

г) с помощью предметно-практической деятельности (шнуровка, лепка, мозаика, конструктор, плетение, нанизывание и т. д.).

4. Развитие фонематических процессов.

5. Отработка опорных звуков.

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

1. Постановка звука.

Цель: добиться правильного произношения изолированного звука.

2. Автоматизация звука.

3. Дифференциация звука.

Этап формирования коммуникативных умений и навыков

Цель: сформировать у детей умения и навыки безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.

3. Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.

Технология формирования речевого дыхания при заикании Л. И. Белякова и Е. А. Дьякова выделяют следующие этапы работы по формированию речевого дыхания при заикании.

1.1 Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-рёберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот)

1.2 Формирование длительного фонационного выдоха

1.3 Формирование речевого выдоха

4. Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи

Технология коррекции голоса Л. И. Белякова и Е. А. Дьякова выделяют следующие задачи работы над голосом при заикании:

1) развитие силы и динамического диапазона голоса;

2) формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения;

3) развитие мелодических характеристик голоса.

5. Технология развития интонационной стороны речи.

Чаще всего в качестве компонентов интонации выделяют следующие:

-изменение основного тона или мелодика (мелодический компонент);

-интенсивность (динамический компонент);

-длительность или темп (временной компонент);

-пауза;

-тембр произношения (включение данного компонента считается спорным).

6. Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.

Работа по организации темпо-ритмической стороны речи начинается с развития координации и ритмизации движений и включает решение следующих задач:

1. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

2. Развитие чувства темпа и ритма неречевых и речевых движений.

7. Технология развития лексико-грамматической стороны речи.

Логопедическая работа по развитию лексико-грамматических компонентов речи осуществляется по сле­ дующим направлениям:

-Расширение объема словаря.

-Формирование структуры значения слова.

-Развитие лексической системности и семантических полей.

-Формирование парадигматических и синтагматичес­ких связей слов.

-Развитие словообразования.

-Уточнение грамматического значения слова.

8. Технология логопедического массажа.

-коррекция звукопроизношения;

-нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата ( в более тяжелых случаях уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезии);

-уменьшение проявления мышечных синдромов;

-активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих);

-подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции;

-улучшение кровообращения, обменных процессов и нервной проводимости, стимуляция кинетических и кинестетических ощущений;

-уменьшение гиперсаливации;

-укрепление глоточного рефлекса;

-афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития при задержке формирования речи)

-нормализация речевого дыхания;

-создание предпосылок для произвольных координированных движений органов артикуляции.

Также в современной логопедической практике при наличии условий активно используются не традиционные для логопедии технологии :

-арт- терапия,

-су-джок-терапия,

-фитотерапия,

-ароматерапия,

-мультимедийные средства коррекции и развития,

-логоритмика,

-психогимнастика,

-смехотерапия.

На курсах нас познакомили с новыми технологиями развития речи детей, хочу вам рассказать о них.

Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико – грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

Первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

Вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающее отношения к теме.

Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Цель: добиться более глубокого осмысления вопроса, проверить умение детей кратко и точно выразить свои мысли на заданную тему.

Этапы обучения синквейну.

Можно составить синквейн – загадку.

Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

Синквейн для воспитателя детского сада –это : - инструмент для синтеза и обобщения информации,

-средство творческого самовыражения ребенка,

-способ обогащения словарного запаса,

-подготовка к краткому пересказу,

-и просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением- творцом.

Техника «сторителлинга» очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач. Я несколько сузила область применения этой техники и адаптировала её для своих детей. Я решила использовать в своей работе игру «Кубики историй». Несколько лет назад в Европе придумали фантастическую игру «Story cubes» («Кубики историй») и навсегда влюбились в неё, она интересна как взрослым, так и детям. 9 кубиков, 54 картинки.

Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, программную тематику, договариваемся, о ком будет история, т. е. выбираем главного героя, а также выбираем жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).

Итак, игра начинается! Первый ребёнок достаёт из волшебной шкатулки кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшей картинки начинает рассказывать увлекательную историю. Затем следующий ребёнок достаёт и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа.

Сначала задачу можно упростить т. к. не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому сначала составлять истории можно по очереди. Например, первый кубик бросает ребёнок, а следующий - воспитатель, и т. д. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.

Дети довольно быстро учатся. Уже после 2-3 игр могут свободно составить рассказ, историю, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование.

Таким образом, техника «сторителлинга», которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения. Импровизированные рассказы, как я отмечала выше, вызывают наибольший интерес, обогащая фантазию, развивая логику.

Сочиняя, дети «проживают» истории, у них появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах.

Рассказывание историй имеет и психопрофилактический эффект, т. к. позволяет застенчивым детям быть более раскрепощёнными, робких делает смелее, молчаливые становятся более разговорчивыми.

Консультация для воспитателей «Эффективные технологии коррекции речи детей»
Публикации по теме:

Применение игровой технологии в работе по коррекции речи дошкольников в условиях логопедического пунктаПрименение игровой технологии в работе по коррекции речи дошкольников в условиях логопедического пункта Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни,.

Консультация для воспитателей ДОО «Кейс — технологии в работе с дошкольниками» Кейс – технологии – это способ организации краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько.

Консультация для воспитателей ДОУ «Роль речи воспитателя в развитии речи детей» Роль речи воспитателя в развитии речи детей Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена.

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии в дошкольном образовании» Участие в главных всероссийских конкурсах для дошкольных учреждений («Воспитатель года», «Детский сад года») предполагает наличие внушительного.

Консультация для воспитателей «Методические технологии развития связной речи у дошкольников» Консультация для воспитателей Методические технологии развития связной речи у дошкольников Умение составлять простейшие, но интересные по.

Консультация для воспитателей на тему «Подвижные игры для профилактики и коррекции плоскостопия у детей» Подвижные игры для профилактики и коррекции плоскостопия у детей. Игры не только развлекают ребенка, придают занятиям более живой и веселый.

Консультация для воспитателей «Особенности речи детей 4–5 лет» Консультация для воспитателей "Особенности речи детей 4-5 лет" У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в речевом развитии.

Консультация для воспитателей «Роль речи воспитателя в развитии речи детей» Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Консультация для воспитателей «Театрализованные игры как технология коррекции отклонения в развитии дошкольников» Игра является основным видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. Для детей с особенностями развития игровая деятельность сохраняет.

Эффективные технологии логопедического сопровождения детей с поражениями ЦНС в условиях ДОУ Цель сопровождения дошкольников с поражениями ЦНС: Создание оптимальных условий для коррекции и развития психических, сенсорно-перцептивных,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Эффективные технологии коррекции речи детей»
Опубликовано: 15 января 2019 в 13:19
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Эффективные технологии коррекции речи детей»» (включая файлы) размещена пользователем Яна Забалуева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД