Елена Каленова
Мини проект в группе ОНР (2 год обучения)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Матрешка»
Срок реализации: краткосрочный.
Тип проекта : информационно – творческий
Участники проекта : воспитатели группы, учитель-логопед, дети логопедической группы, родители воспитанников.
Цель:воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки. Создание условий для развития воображения и художественно – творческих способностей детей в процессе ознакомления с русской народной игрушкой – матрешкой.
Публикация «Мини проект в группе ОНР (2 год обучения)» размещена в разделах
- Младшая группа
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Задачи: Познакомить с историей матрёшки как народного промысла. Приобщить к истокам духовной культуры русского народа: формировать преставления о русской народной игрушке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением, росписью матрешки; формировать предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативе; способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности; развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук; обогащать словарный запас дошкольников. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные).Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:
Куклы матрешки.
Изображение Загорской, Полхов-майданской и Семеновской матрешки.
Русские народные сарафаны и косынки.
Трафареты (силуэты) матрешек.
Образцы с элементами народных росписей.
Магнитофонные записи русских народных песен.
Тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек.
Актуальность:
Сейчас мы все чаще возвращаемся к дням давно минувшим, по-новому начинаем относиться к старинным обычаям и традициям, художественным промыслам, декоративно- прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Как же развивать воображение и творческие способности детей, если не приобщать их к истокам народного мастерства? Чем увлечь ребенка как не игрушкой? Такой яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира. На познавательных занятиях с детьми мы продолжаем знакомство с историей русского народа, народными художественными промыслами. Знакомить детей с русской народной игрушкой, обычаями, мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус. Мы знакомим детей с новыми понятиями, названиями матрешек, элементами узора, способствую формированию активного словаря детей. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них развития духовности.
План реализации проекта
I этап : подготовительный
Рождение проблемы: «Почему в одной матрешки прячутся другие? Кто придумал матрешку? Как делают матрешку?» - спросили дети во время игры.
Что вы знаете о русских народных игрушках? Какие народные игрушки вы знаете?
Что бы вы хотели узнать о матрешке? (ответы детей).
Планирование работы.
1. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).
2. Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.
Методы и приё мы:
1. Опрос.
2. Беседа: «Матрешка -национальное культурное наследие России».
II этап: Основной
Цель:
1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.
3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
4. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки –путешественницы», «От большой до маленькой», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.
Организация совместной деятельности с детьми.
5. Проведение занятий (интеграция познавательной и продуктивной деятельности)
6. Оформление в группе выставки «Матрешки»
7. Изготовление атрибутов к игре «Узнай и назови», «Составь узор на сарафане», Выставка детский работа «Такая разная матрешка», «Веселая ярмарка».
8. Разучивание частушек о матрешках.
9. Разучивание игр: «Где спрятана матрешка?», «Узнай и назови», «Укрась сарафан матрешки», «Составь узор на сарафане».
10. Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о народной игрушке.
III этап: Заключительный
Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры.
Развлечение «О матрешке малышам». Дети рассказывают о матрешке малышам, поют частушки и дарят альбом с раскрасками, изготовленными детьми.
Планируемые результаты
Успешно проведены занятия
Оформлена выставка в группе
Подготовлен альбом для малышей «Матрешки»
Совместно с детьми составлена д/и «Узнай и назови» по видам матрешек.
Активное участие родителей в реализации проекта.
Дети проявляют познавательные способности, интерес и желание к творческой деятельности, знают, как выглядит матрешка, и какие вины матрешек существуют.
Содержание работы
№Содержание Участники проекта
1. Беседы: «Матрешка-национальное культурное наследие России».
Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой. Способствовать повышению уровня познавательных способностей детей. Воспитатель, дети
2. Занятие «Русская матрешка»
Цель: приобщение к истокам духовной культуры русского народа: формирование представления о народной игрушке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением росписью матрешки. Воспитатель, дети
3. Беседа «Откуда появилась матрешка?».
Цель: познакомить детей с историей создания матрешки. Воспитатель, дети
4. Занятие «Деревянные игрушки»
Цель: расширение представления о русской народной игрушке, развитие умения сравнивать ее с японской игрушкой, выделять декоративные элементы. Воспитатель, дети
5. Занятие «Составление сказок о матрешке»
Цель: способствовать формированию умения составлять сказки о матрешке; обогащать словарный запас, развивать речевые умения и навыки воображения. Учитель-логопед, дети
6. Беседа «Такая разная Матрешка»
Цель: познакомить детей с историей появления первой матрешки в разных районах России.
Воспитатель, дети
7. Рассматривание изображений разных матрешек
Цель: знакомство с различными видами матрешек.
Воспитатель, дети
8. Чтение стихов и загадок о матрешке
Цель: развивать память, речь, учить детей читать стихотворения выразительно. Учитель-логопед, дети
9. Рассматривание презентации «История возникновения матрешки»
Цель: дать представление об истории происхождения матрешки. Воспитатель, дети
10. Презентация «Разные виды матрешек»
Цель: приобщать детей к народной культуре, народному искусству, продолжать знакомить с промыслами Нижегородского края. Воспитатель, дети
11. Лепка «Создай свою матрешку»
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, творческие познавательные способности. Воспитатель, дети
12. Разучивание стихотворения Л. Некрасовой «Весёлые матрёшки».
Цель: развивать память, выразительность речи детей. Воспитатель, дети
13. Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт». Учитель-логопед, дети
14. Чтение и заучивание стихотворения И. Черницкой «Матрёшки».
Цель: развивать память, выразительность речи детей. Воспитатель, дети
15. Рисование.
Тема: «Красавицы- подружки» (Семеновская, Полховская, Вятская… матрешки)
Цель: уметь различать разные виды матрешек, украшать их растительным орнаментом, опираясь на образец.
Воспитатель, дети
16. Лепка.
Тема: «Хоровод матрешек» (пластилиновое творчество).
Цель: учить лепить матрешку, передавать ее выразительные особенности, развивать мелкую моторику рук.
Воспитатель, дети
17. Аппликация.
Тема: «Укрась матрешку»
Цель: формировать умение украшать матрешку аппликацией, составлять композицию узора, развивать творчество, воображение. Воспитатель, дети
18. Конструирование
Игольница «Матрешка»
Цель: формирования умения работать с картоном и тканью, воспитание аккуратности, уважительного отношения к взрослым Воспитатель, дети
19. Рисование «Веселая ярмарка»
20. Д/и «Разукрась матрешку»
Цель: учить самостоятельно, творчески применять полученные умения и навыки. Воспитатель, дети
21. Дидактическая игра «Путаница»
Цель: воспитывать интерес к нижегородским промыслам. Уметь различать разные виды матрешек. Учить детей задавать вопросы и отвечать на них. Воспитатель, дети
22 Дидактическая игра «Волшебный сундучок»
Цель: закреплять знания о разных видах матрешек. Стимулировать детские вопросы. Воспитатель, дети
23. Дидактическая игра «Матрешка- путешественница»
Цель: обобщать и закреплять представления детей о народных промыслах Нижегородского края. Учить видеть различия в росписи разных видах матрешек. Воспитатель, дети
24. Развлечение «О матрешке- малышам»
(итоговое мероприятие) Воспитатель, дети
25. Анкетирование родителей «Русское народное творчество» Воспитатель, родители
26. Организация выставки «Русское народное творчество» Воспитатель, родители, дети
27. Организация выставки «разные матрешки» Воспитатель, родители, дети
28. Экскурсия в музей народного творчества
(домашнее задание) Родители, дети
Литература
1. Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. -М. :ТЦ «Сфера», 2005.
2. Боровик О. Развитие воображения,2002.
3. Белобрыкина О. А Маленькие волшебники, или На пути к творчеству - Новосибирск,1993.
4. Бусева – Давыдова, И. Игрушки Крутца – М: Детская литература, 1991.
5. Князева О. Л. Приоющение детей к истокам русской народной культуры- СПб,2010.
6. Науменко Г. Чудесный короб-М., 1989.