анастасия огурцова
Мини-проект по дисциплине «Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
1. Актуальность проблемы…. …. ….….2
2. Сущность проблемы….4
3. Цель, задачи, этапы и методы реализации проекта…. …. 9
4. Ожидаемые результаты…10
5. Этапы выполнения проекта…10
ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методическое пособие в помощь начинающему воспитателю, родителям и студентам «Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста».
РЕЗУЛЬТАТ-ЭФФЕКТ
Оценка результатов деятельности…. …11
Перспективы развития проекта…. ….13
Публикация «Мини-проект по дисциплине „Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками ДОУ“» размещена в разделах
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….14
Обоснование проекта
1. Актуальность проблемы
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. Необходимость комплексного подхода к организации оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении уже ни у кого не вызывает сомнения. Актуальность такого подхода обоснована состоянием здоровья детей как посещающих, так и не посещающих детский сад. Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей, показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей, не имеющих отклонений в здоровье, снизилось в 3 раза. Среди хронической патологии преобладают заболевания органов дыхания, костно-мышечной системы, аллергические заболевания кожи и органов пищеварения, 70 % страдают кариесом зубов. Чрезвычайно высока распространенность морфофункциональных отклонений (до 75 %). Среди них ведущими являются нарушения сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. У 19 %детей дошкольного возраста диагностируются выраженные формы психических расстройств. До 40 % детей составляют группу риска по развитию психических нарушений, причем в комплексе таких нарушений преобладают различные формы неврозов.
На формирование системы знаний и умений в области познания ребенка самого себя, своих возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают не только образовательные учреждения, на которые возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни, но и образ жизни семьи, как ближайшего социального окружения растущего человека, условия социальной среды, в которой осуществляется его жизнедеятельность.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. В "Концепции дошкольного воспитания" подчеркивается: "Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов".
Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.
Однако остается актуальной задача разработки проблемы сотрудничества педагогов ДОУ и родителей в области культуры здоровья детей при организации их жизнедеятельности как здоровьесозидающей, то есть организованной на основе принципов здорового образа жизни с учетом возрастных особенностей дошкольников и направленной на укрепление их здоровья посредством подражания, взаимообучения и самоорганизации.
2. Сущность проблемы
Здоровье – это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма – невозможно. Сложившиеся социальные условия, научно-технические преобразования не способствуют сохранению здоровья. Но можно противостоять этим влияниям, приостановить разрушения организма, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. Стоит только изменить свой образ жизни, и человек сможет чувствовать себя здоровым.
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.
От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной.
Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства – наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об образе жизни.
В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписанное президентом России В. В. Путиным постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения», разработанная Минздравом России и Российской Академией наук с участием федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и одобренная Правительством Российской Федерации «Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации», показывают обеспокоенность государства за будущее страны. Для понимания сегодняшних тенденций формирования основ здоровья подрастающего поколения важно отметить, что основы здоровья закладываются в наиболее ранние периоды жизни ребёнка, и во многом определяются здоровьем родителей, прежде всего, матери.
Каждый второй ребёнок имеет отклонения в состоянии здоровья, отмечается высокий процент недоношенных и незрелых детей. Поражение центральной нервной системы новорожденных как результат перинатальной патологии прогнозируется у 50% детей. В первые три года жизни различные отклонения в состоянии нервной системы выявлены у 39,3% детей.
Ухудшение стартового уровня здоровья новорожденных детей приводит к последующему нарушению здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Уже в дошкольном возрасте у значительной части детей (68%) возникают множественные нарушения функционального состояния, 25% детей приобретают хронические заболевания, и только 5 - 7% детей остаются здоровыми.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь ещё и ещё раз говорить: забота о здоровье – это важнейший труд взрослых. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Формирование здоровья – процесс, регулируемый рядом факторов: основные из них – образ жизни человека и состояние окружающей среды. Влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья, распределяется следующим образом:
1. наследственность определяет здоровье на 20%;
2. условия внешней среды (природные и социальные) – на 20%;
3. деятельность системы здравоохранения – на 10%;
4. образ жизни человека - на 50%.
Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка-дошкольника. В частности, в условиях системного рассогласования отношений человека с внешней природной средой необходим пересмотр педагогических путей и условий валеологического воспитания детей. В силу этого возникает потребность в создании гибких социально-педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания личности в условиях государственных воспитательно-образовательных учреждениях.
Использование данных технологий позволит сформировать основы здорового образа жизни, развить у ребенка чувство сопереживания другим людям, определенные навыки саморегуляции, позволяющие предупреждать девиантное поведение.
Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.
Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится актуальной в сфере дошкольного воспитания и образования. В связи с этим необходимавалеологизация образовательной среды и учебного процесса, в которую входит валеологизация культуры здоровья и формирование здоровьесберегающих условий в дошкольном образовательном учреждении. Известно, что первоочередной задачей дошкольного образовательного учреждения является укрепление здоровья ребенка. Поэтому очень важна оздоровительная работа, проводимая в ДОУ и представляющая собой систему лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов (особенности внутриутробного развития, наследственная предрасположенность, социальные условия и др). К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относится семейное воспитание. Одним из самых важных аспектов проблемы формирования у детей основ здорового образа жизни является работа ДОУ с семьей. Ведь воспитание у дошкольников культуры здоровья без тесного сотрудничества с семьей практически невозможно.
Одним из наиболее эффективных методов формирования основ здорового образа жизни является – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Взаимодействия образовательного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников представляет собой планомерное, последовательное и целенаправленное взаимодействие, включающее три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока- это взаимодействие с педагогами, взаимодействие с родителями и с детьми в данном направлении.
Таким образом, педагогическая модель взаимодействия ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни, включающая опережающую подготовку педагогов, сотрудничество с родителями по вопросам здоровьесбережения и формирование представлений и навыков здорового образа жизни у детей и родителей.
Связь с родителями, совместные мероприятия, изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания в вопросах оздоровления детей, а также выяснение отношения и мнения родителей к работе сотрудников МБДОУ по данному вопросу, помогает осуществлять физкультурно-оздоровительную работу, обеспечивает взаимосвязь всех участников проекта.
Цель:
Создание методического пособия в помощь родителям, воспитателям и студентам.
Задачи:
Оформление брошюры «Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста».
Методы реализации проекта : в работе использованы теоретические методы взаимодействия ДОУ и семьи в формировании здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Этапы реализации проекта:
1)Выбор темы проекта.
2) Определение продукта проекта.
3)Выбор необходимой информации для брошюры.
4)Эстетическое оформление брошюры.
5) Печать брошюры.
6) Обоснование актуальности проблемы.
7)Защита проекта.
Ожидаемый результат: Расширить круг знаний родителей, воспитателей и студентов о взаимодействии ДОУ и семьи в формировании здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Этапы выполнения проекта
Этапы работы
1. Выбор темы проекта
2. Поиск информации. Работа с литературой
3. Изучение литературы по теме проекта
4. Углубление в тему
5. Редактирование материала
6. Обработка для педагогической интерпретации
7. Определение целей проекта
8. Постановка задач проекта
9. Определения сущности проекта
10. Выбор методов реализации проекта
11. Поиск информации об особенностях дошкольного возраста
12. Составление образа брошюры
13. Редактирование найденной информации
14. Распределения текста на разделы
15. Составление текста брошюры
16. Выбор темы шрифта
17. Выбор размера шрифта
18. Поиск иллюстраций по теме проекта
19. Выбор иллюстраций
20. Выбор цветовой гаммы брошюры
21. Определение перспектив проекта
22. Определение ожидаемых результатов от проекта
23. Печать брошюры
24. Сбор отзывов на продукт проекта
РЕЗУЛЬТАТ – ЭФФЕКТ
Оценка результатов деятельности
Отзывы на продукт деятельности
1.
2.
3.
Перспективы развития проекта
Я считаю, что проблема данного проекта может иметь дальнейшее развитие в следующих направлениях:
1. Проведение семинаров для студентов и их родителей;
2. Проведение семинаров для педагогов;
3. Проведение тренинговых занятий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева H.A., Пономарева Л. И. Взаимодействие ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка // Программа и практическое руководство. — Курган, 2004.-64
2. Андреева H.A. Влияние общения в семье на психическое развитие детей дошкольного возраста // Инновационные технологии в системе дошкольного образования: Материалы российской научно-практической конференции. — Курган, 2001. С. 4-8.
3. Андреева H.A. Пути повышения эффективности взаимодействия семьи и ДОУ // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. — Курган, 2000. С. 21-24.
4. Брехман И. И. Проблема обучения человека здоровью // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. — Владивосток: Дальнаука, 1995. С. 40-49
5. Воспитателю о работе с семьей : Пособие для воспитателя дет. сада (Л. В. Загик, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова и др.) / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М. : Просвещение, 1989.— 192 с.
6. Данилина Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание - 2005 - №1 - С. 41-49
7. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия : практ. пособие / Авт. -сост. С. В. Глебова - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 - 111 с.
8. Доронова Т. Н. О взаимодействии ДОУ с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства - в отрочество» // Дошкольное воспитание, 2005 - №3 - С. 87-91
9. Доронова Т. Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей - М. : Просвещение, 2005 - 190 с.
10. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2006 – С. 25-26
11. Доронова Т. Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей // Дошкольное воспитание - 2004 - №1 - С. 63
12. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника– М. : ТЦ Сфера, 2005 – 96 с.
13. Егоров Б. Б. Основные принципы оздоровительно воспитательной работы в детском саду (по системе Змановского Ю. Ф.). Материалы Междисциплинарной научной конференции ассистентов и соискателей АПКиПРО. — М., 1999.-С. 16-17.