Кириченко Оксана Владимировна
Теоретические основы коррекционно-развивающей работы с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах. Общая цель коррекционно-развивающей работы – содействию развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала. Ведь мы все знаем, что любые знания, навыки детьми усваивается лучше всего в игре. Развивая с помощью игры память, внимание, воображение, мы, взрослые, способствуем лучшей адаптации ребенка в детском коллективе и обстановке. Правильно подобранные игры и игровые упражнения помогают в развитии ребенка. Под этим развитием подразумевается и уверенность в себе, и способность управлять эмоциями, и быстрота реакции, и повышение коммуникабельности. В своей работе,я использовала игровую программу по развивающей игре. Игра является частью общечеловеческой культуры. Она развивает, социализирует, развлекает, дает отдых. Игру можно рассматривать как первую ступень познания мира. И поскольку игра призвана готовить детей к взрослой жизни, издревле в нашей традиционной культуре ей придавалось важное значение.
Публикация «Теоретические основы коррекционно-развивающей работы с детьми» размещена в разделах
Играя, дети постигают нормы поведения. Овладевая определенными навыками, они учатся взаимодействовать со взрослыми и с детьми, разрешать трудные жизненные ситуации.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений, направленных на обеспечение психологической комфортности пребывания ребенка в детском коллективе и во время адаптации в школе.
В работе с агрессивными детьми используемые игры способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева Необходимо тогда им создать атмосферу непосредственно-эмоционального общения, взаимопонимания, доверительности, которая снимет у ребенка чувство тревоги перед взрослыми и детьми и позволит ему свободно проявлять свое собственное «Я».
В работе с гиперактивными детьми необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно: сначала привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.
Стойкие аффективные барьеры, возникающие в жизни ребенка, преодолеваются им гораздо легче в игре. Поэтому игра и игровые формы работы — это наиболее адекватные средства коррекции психического развития личности ребенка.
Всякая игра имеет неоценимое значение для интеллектуального и психического развития дошкольника. Именно в играх успешнее всего развиваются все уровни личности, психические процессы, разные виды деятельности.
В игре, удовлетворяя свою потребность в общении, ребенок вступает в отношения, которые стимулируют его положительные эмоции.
В работе по этой используются следующие методы и приемы:
1. дидактические игры;
2. подвижные игры;
3. сюжетные игры;
4. игры для развития коммуникативных навыков;
5. игры для развития мелкой и общей моторики;
6. игры для развития творческих и интеллектуальных способностей;
7. игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе;
8. словесные игры.
9. загадки;
10. релаксационные упражнения.
Предназначение любой игры – развитие ребенка физически, интеллектуально, психологически.
В процессе игры дети не только познают мир, но и знакомятся с человеческой психологией, что происходит благодаря общению и взаимодействию.
В играх стараемся научить ребят использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Научить оценивать свои поступки и поступки своих товарищей, контролировать свои действия в игре.
Любая игра помогает ребятам в развитии речи: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение. Почти все дети уходя от нас,приобретают богатый словарный запас. Приведу пример игр из программы.
1. Игра «Избушка». Цель: Развитие диалогической речи, согласованности движений с речью.
2. Игра «Доброе животное». Цель :Развивать умение действовать в соответствии с правилами игры. Развитие рече-двигательных навыков. Помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива. 12-15 мин.
3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.
4. Игра «Прогулка с компасом». Формирование произвольной регуляции поведения и эмоциональных реакций. Формирование у детей чувства доверия к окружающим. 12-15 мин.
5. Игра «Найди свой цвет». Цель: Развитие внимания, связной речи, ориентировки в пространстве.
6. Игра. «Для чего нужен предмет?»
Цель: Развитие сообразительности, активности мышления. Закрепить умение классифицировать предметы.
7. Игра «Бумажные мячики». Активизировать мыслительные процессы, развивать память, внимание. Снизить беспокойство и напряжение. 12-15 мин.
8. Игра:«Какое время года?» Цель: Развитие внимания, памяти, наблюдательности, снятие напряжения
Программа занятий данного блока состоит из 18 занятий. Занятия проводятся в первой половине дня, 1 раз в неделю, что очень удобно для нас Программа предполагает работу с группой. Каждое занятие продолжительностью 20 минут.
Методологической основой данной программы являются идеи Л. С. Выготского о роли игры в воспитании дошкольников. По определению Л. С. Выготского «Игра имеет большое значение в воспитании детей дошкольного возраста. С её помощью дети активно развиваются, совершенствуются их мировоззрение и мировосприятие».