Усольцева Вера
Мини-проект «Я и моя семья» для второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
(авторы — воспитатели В. С. Усольцева, Ж. Н. Кузова)
Актуальность. В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость,что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием "семья невозможна без поддержки самой семьи".
Публикация «Мини-проект „Я и моя семья“ для второй младшей группы» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Технологическая карта проекта
Название проекта: "Я и моя семья"
Вид проекта: творческий, информационно-ориентированный
Образовательные области: социализация, коммуникация, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.
Целевая группа: воспитанники второй младшей группы "Карапузики"
Срок реализации: неделя
Основание проекта: у детей недостаточно сформированы знания о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Цели и задачи проекта: помочь детям понять значимость семьи, показать ее ценность для каждого человека, воспитывать любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях, развивать в детях чувство семейной сплочённости, воспитывать интерес к истории своей семьи.
Прогнозируемый результат:
1. Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями.
2. Расширение представления детей о значимости семьи и ее ценности.
3. Установление доверительных детско-родительских отношений.
4. Проявление интереса у родителей к жизни ДОУ.
Первый этап - диагностический
1. Подобрать диагностический инструментарий.
- Диагностическое исследование по выявлению знаний детей о своей семье.
- Проективная методика "Рисунок семьи" - помогает выявить отношение ребенка к членам семьи, свою роль в семье, а также те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.
2. Провести диагностическое исследование.
3. Проанализировать результаты.
Второй этап - предварительная работа
- Поиск художественной литературы, иллюстративного материала, просмотр слайдов и мультфильмов семейной направленности.
- Разработка консультаций для родителей.
Третий этап - основной (реализации)
Проведение мероприятий в рамках проекта по трем направлениям:
1) работа педагогов с детьми - каждый день недели посвящен определенной теме, которой подчинены все виды работы с детьми в этот день:
ПОНЕДЕЛЬНИК
Тема: "Семь я".
Задачи: воспитывать у детей нравственные качества, такие как любовь к самым близким людям; внушать детям чувство гордости за свою семью, стремление, заботиться о членах своей семьи.
Виды работы:
- Беседа на тему «Папа, мама, я – дружная семья».
- Дидактические игры: «Назови имена родных», «Ласковое слово (имя)», «Что умеет делать мама, папа, бабушка, дедушка, брат и т. д.».
- НОД «Моя семья» (с применением ИКТ).
- Аппликация «Папа, мама, я – дружная семья».
- Фотографии «Моя семья».
- Составление рассказов на предложенную тему – индивидуально: «Наши семейные правила».
ВТОРНИК
Тема: "Мамин день".
Задача: внушать детям чувство гордости за свою семью, стремление заботиться о членах своей семьи.
Виды работы:
- Игра-инсценировка «Мама лишь одна бывает».
- Чтение стихотворения Е. А Благиной «Вот какая мама».
- Создание фотоколлажа «Моя семья».
- Игровая ситуация «Мама кормит, укладывает дочку спать, покупает в магазине продукты».
- Сюжетно-ролевая игра «Вот как я стираю, маме помогаю».
- Беседа «Вот какие наши мамы».
- Рассматривание картин и семейных фотографий.
- НОД «Бусы для мамы» (лепка).
- С/р игра «Дочки-матери».
СРЕДА
Тема: "Защитники отечества".
Задача: воспитывать у детей чувство гордости и уважения к своим папам – защитникам нашей Родины.
Виды работы:
- Беседа с детьми о папе, его увлечениях.
- С/р игра «Дом», «Семья», «Стройка».
- НОД по ознакомлению с окружающим миром «Наши папы!».
- Выставка фотографий на тему «Я и мой папочка», «Мой папа в армии».
ЧЕТВЕРГ
Тема: "Место работы моих родителей".
Задача: прививать уважение к труду родителей, закреплять знание профессий и понимать значимость их труда.
Виды работы:
- Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Магазин», «Кухня», «Почта».
- Рассматривание альбома «Профессии города».
- Беседа «Профессии моих родителей».
- С/р игра «Семья».
- НОД «Профессии моих родителей».
ПЯТНИЦА
Тема: "Дедушка и бабушка - верные друзья".
Задачи: воспитывать доброжелательное отношение к старшим в семье, заботиться о них и уважать.
Виды работы:
- Сюжетно-ролевая игра «К нам бабушка приехала».
- Беседа на тему «Наши дедушки и бабушки».
- Показ сказки на фланелеграфе «Бабушка, внучка и курочка».
- Игровая ситуация «В гостях бабушки с дедушкой».
- Декоративное рисование «Полосатые полотенца для дедушки и бабушки».
- НОД «Моя дружная семья»;
2) работа детей и родителей:
- Оформление фотоколлажа "Моя семья.
- Маршрут выходного дня.
- ДДД - помогаем бабушкам и дедушкам.
- Изготовление творческих поделок для выставки "Я и моя семья";
3) работа педагогов и родителей:
1. Маршруты выходного дня - беседы с родителями и детьми о прошедших выходных.
2. ДДД -помогаем бабушкам и дедушкам.
3. Ширмы:
- "Растим здорового ребёнка".
- "Пальчиковые игры на тему "Семья".
4. Консультация "Развивающие игры с детьми на кухне".
5. Совместное создание предметно - развивающей среды.
6. Творческая выставка на тему: "Я и моя семья".
Четвёртый этап - заключительный
Отслеживание динамики и эффективности проведенной работы с помощью заключительной диагностики.
Продукт проектной деятельности
- Выставка творческих работ "Я и моя семья".
- Фотоколлаж "Я и моя семья".
Используемые источники
1. Истоки. Примерная основная общеразвивающая программа дошкольного образования / под ред. Л. А. Парамоновой. - М. : ТЦ Сфера, 2011.
2. Развивающие занятия с детьми 3-4 лет / под ред. Л. А. Парамоновой. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2010.
3. Киселева, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Л. С. Киселёва. - М., 2004.
4. Козлова, А. В. Работа с семьёй / А. В. Козлова, Р. П. Дешулина. - М. : ТЦ Сфера, 2004.
5. Тугушева, Г. П. Педагогические условия реализации нравственного воспитания дошкольников в деятельности / Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова // Дошкольная педагогика. - 2007. - №8.
6. Ушакова, О. М. Дидактические игры во второй младшей группе / О. М. Ушакова. - М. :ТЦ Сфера, 2010.