Татьяна Орлова
Мини-музей «Волшебная пуговка»
▼ Скачать + Заказать документы
Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова:
«В воскресный день
с сестрой моей
мы вышли со двора.
- Я поведу тебя в музей,
- сказала сестра».
А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей? Многие думают, что такая проблема существует только в отдаленных регионах? К сожалению, она существует даже во многих больших городах, таких как Волгоград, с их огромным количеством музеев. Из многих окраинных районов города не так – то просто добраться с маленьким ребенком до центра, где расположена основная часть музеев.
Публикация «Мини-музей „Волшебная пуговка“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Пуговицы, пуговички. Мини-музеи
- Пуговицы, пуговки
- Темочки
Именно поэтому в отдаленных дошкольных учреждениях решили создавать собственные музеи, пусть и маленькие.
Со временем это направление приобрело большую популярность, и сегодня мини-музеи – неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.
Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей?
Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство.
Во–вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.
В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.
Но все же большинство детских садов создают небольшие, уютные, в чем-то даже домашние мини-музеи.
Совместными усилиями взрослых (воспитателей, родителями воспитанников) в МОУ детском саду № 337 г. Волгограда был создан мини музей «Волшебная пуговка», который открыт для маленьких посетителей и их родителей постоянно.
Цели и задачи мини-музея
ЦЕЛИ:
• формирование у детей естественнонаучных представлений о предметах окружающего мира;
• расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности;
• развитие мелкой моторики, связной речи, мышления и творческих способностей детей.
ЗАДАЧИ:
• развитие мыслительной активности и творческих способностей;
• развитие коммуникативных навыков;
• развитие стремления к поисково-познавательной деятельности;
• поощрение самостоятельного применения детьми освоенных эталонов для анализа предметов, выделения их сходства и различия по нескольким основаниям;
• формирование представления о многообразии видов пуговиц.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В МИНИ -МУЗЕЕ
• принцип наглядности;
• принцип последовательности;
• принцип опоры на интересы ребенка;
• принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
• принцип сотрудничества и взаимоуважения;
Аспекты музейной деятельности:
• знакомство с историей появления пуговиц;
• знакомство с интересными фактами из истории пуговиц;
• знакомство с использование пуговиц в разное время;
• знакомство с материалом, из которого делают пуговицы;
• знакомство с разновидностями пуговиц;
• знакомство с различными функциями пуговиц;
• знакомство с использованием пуговиц в фольклоре (загадки, пословицы)
• знакомство с приметами, связанными с пуговицами;
• знакомство со способами изготовления из пуговиц разнообразных поделок;
• проведение занятий по ознакомлению с окружающим, развитию речи, изодеятельности, экспериментальной деятельности и др.
• организация музейных праздники, однодневные выставки рисунков, конкурсы поделок, участниками которых становятся дети и их родители.
Формы деятельности:
- поисковая;
- научная;
- экспозиционная;
- познавательная.
Разделы мини-музея :
• «Старинные пуговицы»;
• «Поделки, сделанные с помощью пуговиц»;
• «Дидактический материал, используемый в работе»;
• «Дидактические, настольно-печатные игры»;
• «Коллекция пуговиц, собранная по разным признакам».
Хотелось бы поподробнее остановиться на играх, которые есть в нашем мини-музее.
Дидактическая игра «Запомни и повтори»
Цель игры: развитие внимания, памяти.
Оборудование: две карточки (разделенных на 9 квадратов) и два набора пуговиц (18 штук попарно одинаковых).
Ход игры: Один игрок ведущий, он раскладывает на своем поле несколько пуговиц. Второй игрок запоминает. Затем поле накрывается платком, и второй игрок на своем поле должен разложить пуговицы так же, как у ведущего. Сначала можно тренироваться на небольшом количестве, добавляя постепенно.
Дидактическая игра «Дорожки»
Цель игры: развитие внимания.
Оборудование: карточки с лабиринтами, пуговицы среднего размера.
Ход игры: играющие должны проводить пуговицами по лабиринтам, выполняя задание (помочь Принцессе добраться до замка; помочь Мурзику поймать птичку). Оказывается, зажимая пуговичку пальчиком, это делать гораздо интереснее и сложнее.
Дидактическая игра «Посмотри и укрась»
Цель игры: формирование умения работать по образцу, развитие внимания,.
Оборудование: карточки-показы с узорами на платье, на варежке и на тарелочке, набор пуговиц определенного размера и цвета, пустые платье, варежка и тарелочка.
Ход игры: играющие должны рассмотреть узор на карточке-показе и на пустом платье (варежке, тарелочке) выложить точно такой же узор.
Дидактическая игра «Шашки из пуговиц»
Цель игры: развитие внимания,.
Оборудование: карточки с цифрами и соответствующим количеством кругов, пуговицы среднего размера.
Ход игры: играющие должны на каждой карточке выложить такое количество пуговиц, которое указывает цифра на ней.
Дидактическая игра «Сосчитай-ка»
Цель игры: развитие внимания,.
Оборудование: карточки с цифрами и соответствующим количеством кругов, пуговицы среднего размера.
Ход игры: играющие должны на каждой карточке выложить такое количество пуговиц, которое указывает цифра на ней.
Дидактическая игра «Грибная полянка»
Цель игры: развитие мелкой моторики руки.
Оборудование: полянка с двумя пришитыми пуговицами, две шляпки и две ножки гриба (мухомора и белого гриба) с пришитыми пуговицами и отверстиями.
Ход игры: играющие должны «собрать» мухомор и белый гриб и прикрепить к полянке с помощью пуговиц.
Дидактическая игра «Веселые пуговки»
Цель игры: формирование умения выкладывать чередующийся узор, развитие внимания.
Оборудование: ленточки с пришитыми к ним двумя пуговицами (отличающимися по цвету, размеру, форме, набор пуговиц, дублирующих пришитые пуговицы (по 3-4 каждого вида).
Ход игры: играющие должны на каждой ленточке выложить такое такую последовательность из пуговиц, которая обозначена на ней.
Дидактическая игра «Домик для пуговок»
Цель игры: развитие глазомера, мышления, внимания.
Оборудование: баночка с тремя отверстиями разного диаметра, пуговицы разного размера.
Ход игры: играющие должны найти каждой пуговке домик – опустить пуговицу в отверстие подходящего размера.
Помимо игр в нашем мини-музее есть
-большая коллекция пуговиц
-выставка работ с использованием пуговиц
Надеюсь Вам понравилась "экскурсия" по нашему мини-музею!