Виктория
Мини-музей «Радуга звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Мини – музей «Радуга звуков» был основан 9 января в 2018г. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и определенную ограниченность тематики.
Публикация «Мини-музей „Радуга звуков“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Радуга, радужные идеи
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
В дошкольном возрасте ребёнок чувственным путём познаёт окружающий его мир. Одним из объектов познания являются звуки, в том числе и музыкальные. Необходимым становится создание условий для активного экспериментирования со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Именно манипулирование и игра с музыкальными звуками позволят ребёнку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, её жанрах, а так же и в окружающем мире звуков.
Мы живем в океане звуков. Мир вокруг нас наполнен и даже, порою, переполнен звучаниями. Стук захлопнувшейся двери, звон водопроводной
струи, непрерывный гул машин за окном, шум трамвая, голоса разговаривающих людей, гул пылесоса, жужжание электробритвы. Это город. Это его голос. Или стрекотание сверчка, разноголосый хор птиц, шелест листьев, шум далекой электрички, пыхтение теплохода на реке, доносящиеся откуда-то гудки. Все это звуки. Мы слышим их. Благодаря им мы полнее, ярче воспринимаем окружающее. «Дитя хочет спонтанно выражать себя через звук и шум и хочет открывать новые звучания. Это будит фантазию и инициативу»
Определяясь с местом расположения мини-музея, мы выбрали оптимальный вариант: решили организовать свой мини-музей в игровой комнате детского сада, так как там нет перенасыщенной среды, зато имеются зона для познавательно-исследовательской деятельности и рассматривания наглядного материала, дидактических игр, позволяющая познакомиться с объектами, которые невозможно представить на экспозиции. Данное помещение дает возможность посещать экспозиции всем группам детского сада, не нарушая воспитательно-образовательный процесс.
Внимание детей еще не достаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее зависит от удачного расположения и привлекательности экспонатов.
Мы использовали вертикальное расположение экспонатов (на полочках, стеллаже, стенд для наглядной информации).
На подготовительном этапе проводилась работа с детьми, беседы с детьми, рассказы, экскурсии для детей, самостоятельное рассматривание экспонатов, дидактические игры, загадки.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.
Где живут звуки? Почему некоторые звуки приятно слышать, а от других хочется спрятаться, закрыть уши? Можно ли со звуками поиграть? Эти и другие вопросы задавали ребята после проведения экскурсии по детскому саду. Дети знакомились со звуками, которые они слышат в детском саду – звуки в прачечной (стиральная машинка, в спортивном зале, в музыкальном зале. После игры была проведена музыкально-дидактическая игра «Звуки детского сада». Детям звуковая экскурсия понравилась, они стали рассказывать о звуках, которые слышат на улице, в магазине, дома, приносить рисунки, узнали, как можно записать звук. Стала собираться фонотека звуков, альбом рисунков. Видя интерес детей, участие и поддержку родителей, мы решила продолжить знакомство со звуками окружающего мира, подготовила и провели игровые занятия «Звуки нашего дома».
Входе работы по организации мини-музея мы вели тесное сотрудничество с родителями воспитанников. Привлекали их к сбору экспонатов, наглядной и научной информации, тем самым вызвали интерес к начатому нами делу.
В дальнейшем мы планируем вести работу в данном направлении: расширять тематику экспозиций, привлекать родителей не только к сбору экспонатов, но и к принятию участия в совместных с детьми мероприятиях на базе музея, а также уделить внимание самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, экспериментированию.
Экскурсия по детскому саду
Ко всем экспонатам свободный доступ, их можно подержать в руках, потрогать, «ощутить».