Марина Сорокина
Мини-музей «Берегиня»
▼ Скачать +Заказ
Куколки не всегда считались исключительно детскими игрушками. Наши предки древние славяне придавали таким ручным поделкам особое значение и называли их куклами оберегами. Они были призваны защищать дом и всю семью от различных бед, каждому случаю соответствовала своя куколка. Такие славянские поделки были в каждом доме. Они могли принести достаток и уважение, помочь по хозяйству, излечить больного и защитить слабого. Славянские куклы охраняли дом и днем и ночью от всяческих несчастий. Такие куколки изготавливались обязательно вручную из натуральных материалов. Но существовало и одна общая для всех кукол черта: они никогда не имели лица.
Публикация «Мини-музей „Берегиня“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» октябрь 2017
В давние времена существовало очень много кукол оберегов, каждая из которых отвечала за определенную жизненную ситуацию, с некоторыми из них мы вас сейчас познакомим.
Зольная куколка для оберегания семейного благополучия, она являлась хранительницей очага. Изготавливали ее из небольшой горсти домашней золы: отсюда пошло и ее имя. Зола смешивалась с различными веществами, придававшие ей прочность, и скатывалась в виде шарика. Он служил головой Зольной кукле, остальная часть оберега исполнялась, как было заведено, из ткани и нитей. Семейная защитница была единственной куклой обережницей, не имевшей волос и головного убора.
Кукла Крупеничка. Также являлась хранительницей дома. Гарантировала сытость семьи и ее обеспеченность. Для ее изготовления, помимо ткани, использовалось и зерно. Его небольшая горсть ссыпалась в маленький мешочек, который представлял собой тело куколки. Когда наставало время посевной, то первой горстью, засевавшей поле, ставало зерно из обережной славянской куклы. А после сбора хорошего урожая в нее вкладывалась новая горсть свежего зерна.
Кукла Травница-кубышка. Защищала от дурного глаза, в процессе ее создания мастерица использовала сушеные ароматные и лечебные травы, которые источали приятный запах. Их зашивали в тельце Кубышки-травницы, которая непременно создавалась пухленькой. Считалось, что так она имеет наибольшую силу. Периодически травы заменялись на новые, что позволяло поддерживать силы оберега. Размещали такую куклу непременно в прихожей, над входной дверью. Там она могла наилучшим образом защищать дом.
Кукла оберег Пеленашка.
Такую куколку будущая мать создавала для своего еще не родившегося малыша. Лежала Пеленашка до самых родов в детской люльке, согревала место для малыша. А после появления его на свет сопровождала дитя постоянно, пока его не крестили. Считалось что в этот период малыш наиболее нуждается в защите.
Неразлучники-куколки.
Две оберега, соединенных в одну куколку. Подобная защита предназначалась молодоженам на свадебную церемонию.
Кукла Желанница.
Универсальный оберег, способный исполнить самое заветное желание. Для это требовалось, что бы мастерица во время выполнения куколки думала исключительно о своем желании, а по завершении работы встала перед большим зеркалом с оберегом в руках и трижды произнесла мечту вслух.
Кукла Очистительница.
Такой оберег был способен исцелить больного человека.
Кукла Шестиручка.
Эта куколка помогала молодым хозяйкам по домашним делам. В подол ее платья обязательно следовало вплести ровно девять красных нитей, оформленных в виде бантиков. Мастерить ее следовало своими руками именно той женщине, которая требовала помощи в домашних делах, в том числе и в рукоделии
Кукла Подорожница.
Такой оберег предназначался тому, кто отправлялся в дальнюю дорогу, где ему непременно требовалась помощь. Куколка имела совсем маленький размер, чтобы ей нашлось место в любой поклаже. В мешочек, который она держала в руках, клалась какая-то домашняя вещица: немного золы из домашнего очага или горсть земли со двора. Делалось это для того, чтобы путник вместе с куколкой нашел дорогу домой в любом случае. А чтобы путешественник не испытывал голод, к золе добавлялось зерно пшеницы или маленький кусочек хлеба.
Кукла-Ведучка или Ведущая в жизнь. Ведучка всегда изготовлялась женщиной, которая хотела быть хорошей мамой, желала всегда понимать, что хочет её ребенок и правильно его воспитывать. У этой куклы особое строение: руки матери и ребенка — это единое целое. Такая скрутка символизирует единство, тесную связь, любовь и близость матери и дитя.
Куколка Рябинка. На Руси с большим почитанием относились к дереву рябине. Она символизирует материнство, женскую мудрость, домашний очаг, является оберегом семейного счастья. Эту куклу вешают или ставят напротив входной двери и она не пускает горести в дом.
Куколка Нить Судьбы. Эта кукла поможет избавиться от печали, меланхолии и уныния. А также принесет благополучие, достаток и удачу, поможет в любых начинаниях, в работе и осуществлении задуманного.
Кукла Колокольчик. Она считается куклой добрых вестей. Родом она из Валдая. От нее и произошли Валдайские Колокольчики. Издревле звон колокола оберегал от разных страшных и смертельных болезней. А также колокольчики всегда вешали на дугу на праздничных тройках. Колокольчики имеют куполообразную форму и сверху напоминают солнышко.
Цель создания мини-музея:
Укрепление взаимодействия с воспитанниками и их семьями средствами музейной педагогики через формирование у детей подготовительной группы интереса к истории и культуре русского народа, путем ознакомления с традиционной русской тряпичной куклой.
Задачи:
1. Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол.
2. Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы.
3. Нацелить родителей изготовить куклы своими руками совместно с детьми
4. Закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа
5. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.
6. Организовать совместную с родителями и воспитанниками разработку мини-музея, его содержания, определение экспозиции, ее эстетической ценности.
7. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы созданием мини-музея
Образовательные области:
• Социально-коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Художественно-эстетическое развитие;
Актуальность
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы. Мы решили помочь своим воспитанникам на примере мини-музея игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народным творчеством. Это позволит нашим воспитанникам почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, а также с помощью взаимодействия с родителями привить детям любовь к совместному творчеству.
Этапы организации
1. Подготовительный этап
• определение цели;
• постановка задач;
• встреча с родителями в «семейной гостиной»;
• планирование экспозиции;
• подборка экспонатов.
2. Основной этап
• оформление и открытие «Мини-музея» в группе;
• проведение экскурсий, занятий, развлечений, досугов;
• организация тематической выставки;
• проведение познавательных бесед
3. Заключительный этап
• совместный досуг Масленница
• обобщение фотоматериалов в альбомы;
Перспектива развития «Мини-музея».
Сотрудничество с родителями:
пополнение экспозиции «Мини-музея: ;
создание экспозиции «Родословное древо моей семьи» с семьями воспитанников второй младшей группы;
продуктивное творческое взаимодействие.
. Взаимодействие с детьми:
формирование у детей ценностного отношения к истории, проявление интереса к музеям и выставкам;
развитие познавательных способностей детей;
. Совершенствование мастерства воспитателей:
повышение профессиональной компетентности воспитателей;
укрепление взаимоотношений «Детский сад – дети – семья» путем совместной деятельности в реализации мини-проектов в рамках мини-музея «Берегиня».
Беседа с детьми на тему:
«Виды тряпичной куклы и история её возникновения».
Цель. Приобщение детей к истории русской народной культуры.
Задачи.
1. Расширять представления детей о видах народной игрушки и истории её возникновения.
2. Воспитывать интерес к народным промыслам, традициям.
3. Формировать понятие «оберег».
4. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, выражать свою точку зрения.
Воспитатель.
Издавна на Руси в избах собирались семьями, и старшие учили младших делать тряпичную куклу. Тряпичная кукла игрушка не простая, а заветная. Это оберег. Ребята, а вы знаете что такое «оберег»? (Ответы детей)
Оберег – это предмет, который оберегает человека от несчастья, защищает от болезни, охраняет дома.
Посмотрите на этих кукол (кувадка, пеленашка, мартинички).
(Воспитатель показывает кукол, доставая их из плетёной корзины)
Какие они красивые. Такие куклы изготавливались без иголок и ножниц из лоскутков ткани. Каждая кукла имеет своё значение, историю.
(Воспитатель по очереди демонстрирует куклы и рассказывает историю её возникновения.)
1. Кувадка или Куватка. Одна из самых простых обережных куколок. Её делали накануне рождения ребёнка и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы (матери) и младенца. Позже кукол стали укладывать в колыбельки или подвешивать над ними целыми гроздьями. Кувадки защищали новорождённых (младенцев) и служили первыми игрушками младенцев.
2. Пеленашка. Раньше маленьких детей туго-туго, крепко-крепко укутывали в пелёнку – пеленали. Отсюда и пошло название «пеленашка». Как вы думаете для чего ребёнка пеленали? (Ответы детей) А ещё считалось, что беспомощного пеленашку из-за пелёнок не замечают злые духи, которые могли бы обидеть малютку, навредить ему. Малыша называли пеленашкой и тряпичную куколку, которую клали в колыбель или люльку, где он спал, тоже называли пеленашкой.
3. Мартинички (нитяные куколки). Раньше они являлись неизменным атрибутом обряда «заклинания весны», в котором участвовали молодёжь и дети. Кукол вязали парами из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары кукол развешивали на ветках деревьев. Имели эти куклы и второе значение.
Играя в куклы, ребёнок учился вести домашнее хозяйство, шить, одеваться и многому другому, что пригодится в жизни. Такие куклы мог сделать ребёнок 5 лет.
Подведение итогов.
Вы заметили, что все куколки не имеют лица? Почему? (Ответы детей)
Давайте вспомним, с какими куклами вы сегодня познакомились, что они обозначают? (Ответы детей)
Как все эти куклы называются? (Ответы детей)
Что означает слово «оберег»? (Ответы детей)
Молодцы!