Евгения Борщева
Мини-музей «Пуговка»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в детских садах стали очень популярны мини-музеи. Нас также заинтересовала тема «Знакомство с предметами окружающего мира через музейную педагогику».
Почему всё-таки мини-музей?
• во-первых, «главным героем» музея может стать самый обыкновенный предмет из нашего окружения (утюг, замок, ботинок, и т. п.)
• во-вторых, мини-музей занимает небольшое пространство в группе.
• в-третьих, мини-музей дети могут посетить в любое время.
Публикация «Мини-музей „Пуговка“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Пуговицы, пуговички. Мини-музеи
- Пуговицы, пуговки
- Темочки
Решаются задачи:
• формирование у детей представления о музее
• расширение кругозора
• развитие познавательных способностей и познавательной деятельности у детей
• формирование исследовательских умений и навыков
• формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать знания
• развитие творческого и логического мышления
• развитие воображения и речи
Любая вещь несёт в себе разнообразную информацию, каждая имеет свою историю.
«Героиней» нашего мини-музея стала обыкновенная пуговка. Идея создания такого музея появилась, когда мы узнали, что в Польше находится «Музей пуговицы», а памятник - в одном из городов США.
Началось всё с «Коллекции пуговки», собранной нами вместе с детьми и их родителями в средней группе. Детям очень нравилось рассматривать пуговки, любоваться ими, находить сходства и различия. Дети задавали множество вопросов: «Как раньше люди обходились без пуговиц?», «Когда люди изобрели пуговицу?», «Из чего делали пуговицы?» и др.
Мы решили создать мини-музей «Пуговка»
Родители вместе с детьми сделали поделки с использованием пуговиц. Оформили выставку работ, которую посетили дети и сотрудники нашего детского сада.
С помощью родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестричек мы собрали информацию о пуговке и поместили её в «Энциклопедию пуговки». У детей появлялись новые вопросы, поэтому энциклопедия всё время пополнялась новой информацией.
Придумали игры с пуговками : «Найди такую же», «Назови различия», «Придумай историю про пуговку», «Посчитай пуговки», «Волшебные щелчки» и так же разместили их в музее.
Изготовили пособия для занятий: «Музыкальные инструменты», «Спортивная дорожка», «Клавиатура»
С помощью коллекции пуговиц мы провели серию познавательных
занятий: «В мире пластмассы», «Ознакомление с деревом и металлом».
Провели творческие игры-занятия с детьми нашей группы: «Пуговка в аппликации», «Пуговка в рисовании», «Аппликация из ткани с пришиванием пуговиц». Изготовили для мам и бабушек украшения из пуговиц, декорировали пудреницы, заколки. По желанию дети разместили свои работы в мини-музее.
В игротеку «Пуговка» вошли различные стихи, песни, загадки, пословицы и поговорки о пуговке.
Торжественное открытие мини-музея «Пуговка» состоялось с участием девочки Пуговки. Дети попробовали себя в роли экскурсоводов, знакомили гостей с историей происхождения пуговки, показывали свои работы, рассказывали стихи, пели песни.
Дети очень любят наш мини-музей «Пуговка». С родителями ищут новую информацию, изготавливают поделки, делятся друг с другом интересными фактами, играют, организовывают экскурсии для детей других групп.
Примерный перечень дидактических игр и упражнений по теме проекта "История пуговицы"
Тема Цель
"Пришить пуговицу разными способами" Развитие воображения, аналитико-синтетического мышления, пространственного восприятия, речи; формирование чувства вкуса
"Найди пару" (по материалу, из которого изготовлена пуговица, по структуре, принадлежности к одежде) Упражнение в обследовании и различении пуговиц с помощью зрения и осязания, закрепление знаний о пуговицах, их назначении, разнообразии их форм, размеров, строения, материалов. Формирование способов сотрудничества со сверстниками
"Какая лишняя" Развитие внимательности, обучение различению пуговиц по внешним
признакам (форме, размеру, строению, материалу).
Обогащение опыта сотрудничества; развитие умения работать сообща
"Выложи узор" Развитие у детей микроориентирования, логического мышления, внимания,
эстетического восприятия.
Поощрение исследовательской активности.
Формирование внимательного отношения к совместной деятельности
"Подбери к одежде" Формирование чувства вкуса.
Развитие воображения, чувства цвета, формы.
Формирование умения подбирать пуговицы к разным видам сезонной одежды. Формирование культуры общения со сверстниками в игре
"Придумай и нарисуй свою пуговицу" Развитие внимания, воображения, эстетического восприятия, творческого мышления.
Развитие умения самостоятельно определять замысел будущей работы, дизайн. Совершенствование умения выделять главное: цвет, форму, размер
Игры с пуговицами
Упражнения с пуговицами развивают у детей репродуктивное и творческое воображение, память, творческие способности, зрительно-моторную координацию, пространственную ориентировку, мелкие движения рук, глазомер, речь.
Для игр с пуговицами необходимо :
- коробка с пуговицами разной величины, цвета;
- бумага, ткань, на которой удобно выкладывать пуговицы.
Упражнения:
- опускать поочередно руки в коробку с пуговицами;
- найти на ощупь в коробке самую маленькую, большую пуговицу;
- выложить бусы из пуговиц по желанию;
- из плоских пуговиц делать высокие башни;
- «Бабушкино ожерелье» - найти самую большую пуговицу, и каждый раз с двух сторон класть одинаковые пуговицы.
Цель: Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования, развить желание больше узнать о каком-либо объекте.
Задачи:
1. Расширить знания детей об окружающем мире.
2. Развивать мышление, активизировать речь.
3. Развивать мелкую моторику рук детей в процессе продуктивной деятельности и дидактических игр с пуговицами.
4. Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования.
5. Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, фантазию, коммуникативные навыки.
6. Воспитывать доброжелательные отношения при совместной деятельности.
-Довести до участников проекта важность данной проблемы.
-Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу по данной теме.
-Подобрать материалы для коллекции, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.
-Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
-Составить перспективный план мероприятий.
Цель:
Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования, развить желание больше узнать о каком-либо объекте.
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Продукт проекта: мини-музей пуговиц в группе.
Задачи:
Расширить знания детей об окружающем мире.
Развивать мышление, активизировать речь.
Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования.
Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, фантазию, коммуникативные навыки.
Сроки реализации: октябрь – май.
2 этап. Разработка проекта.
Довести до участников проекта важность данной проблемы.
Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме.
Подобрать материалы для коллекции, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.
Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
Составить перспективный план мероприятий.
3 этап. Выполнение проекта:
Формы и методы работы с детьми.
Игровая деятельность.
Дидактические игры:
«На что похожа пуговица?», «Найди пару»,
«Чудесный мешочек», «Сосчитай-ка»,
«Составь картинку»,
«Подбери правильно», «Подбери по цвету».
Сюжетные игры:
«Семья», «Магазин», «Ателье».
Продуктивная деятельность.
Рисование:
«Нарисуем пуговицу»
«Печатаем узор» (пуговица-штамп)
Лепка
Составление из пуговиц узоров на пластилине.
«Бабочка»
«Гусеница»
«Волшебный цветок»
Конструирование
Создание объемных конструкций из пуговиц с
использованием проволоки, пластилина.
«Гусеница»
«Домик»
«Пирамидка»
«Весёлые человечки»
Выкладывание из пуговиц мозаичных изображений.
Экспериментально-поисковая деятельность:
Рассматривание пуговиц под лупой.
Знакомство с качествами и свойствами материалов из
которых сделаны пуговицы.
Речевая деятельность:
Составление описательных рассказов о пуговицах.
Речевые упражнения «Какая пуговица?»
«Подбери и расскажи»
Придумывание сказок и историй.
Формы и методы работы с родителями.
Беседы с родителями о важности данной проблемы.
Привлечение родителей к пополнению группового
мини-музея новыми экспонатами.
Смотр-конкурс поделок, выполненных совместно
с родителями.