Марина Владимировна Басова
Мини-музей как средство приобщения дошкольников к истории и культуре России (из личного опыта)
▼ Скачать + Заказать документы
Не секрет, что современные родители приобщают детей к электронным технологиям, новомодным гаджетам, но совершенно не знакомят детей с историей и культурой русского народа. Дошкольная организация, подчас является единственным местом, в котором ребенок может впервые познакомится с увлекательным миром предметов, историей их происхождения.
Создание мини - музея актуально по своему содержанию и воплощению в жизнь. Для детского сада, который находится в сельской местности и удаленности от культурных объектов такая форма создания музея просто необходима. С помощью музейной педагогики можно привлечь как детей,так и родителей с истокам нашей культуры, истории русского народа. Наш детский сад находится именно в таком удаленном месте.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мини-музеи в детском саду
- Моя Родина Россия
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» январь 2017
Одной из задач образовательного процесса нашего дошкольного учреждения является развитие оптимальных педагогических форм воспитания у дошкольников нравственно - патриотических качеств через музейную педагогику, в целях приобщения дошкольников к истории, быту, культуре и традициям народов России. Поэтому, создание мини - музея было одним из средств решения данной задачи.
Как старший воспитатель поставила перед собой и коллективом цель:
объединение коллектива педагогов в совместной работе с родителями и детьми по созданию предметно - развивающей среды для приобщения к истории и культуре русской семьи.
Работа над созданием музея делилась на несколько этапов:
1. Подготовка к созданию музея
2. Реализация задуманного
3. Презентация музея, посещение его детьми и родителями
В подготовке к созданию музея важно было определить тему музея, так как тема приобщения к истории и быту русского народа охватывает в себе большой материал. Но тем и хорош мини - музей. что в его содержании можно сделать акцент на более важные на ваш взгляд предметы. характеризующие определенную тему. В результате была выбрана тема: "Быт и уклад русской избы", которая включала в себя ознакомление детей с убранством избы, утварью, народным костюмом и тряпичными куклами - оберегами.
Из - за обширности композиции местом организации музея было определено фойе детского сада.
В одной части фойе мы расположили русскую печь, как главный объект избы. В противоположной стороне стеллаж - полка в виде окна с красивыми наличниками - рушниками, на котором предполагалось расположить предметы кухонной посуды, выставку кокошников, а также тряпичных кукол - оберегов, как хранителей домашнего очага.
Для наличия содержания каждого раздела была проведена предварительная работа с педагогами:
1) Музыкальным руководителем Семенюк В. А. была проведена консультация по изготовлению русского головного убора - кокошника. Педагоги не только узнали историю возникновения данного убора и его предназначении в жизни женщины, но и сами приняли участие в изготовлении этих уборов. В последствии авторские кокошники заняли свое место в музее.
2) Логопед Фролова В. А. заинтересовала всех своим увлечением и провела мастер - класс среди педагог по изготовлению кукол - оберегов. в результате каждый педагог смастерил свою куклу "Счастья" и пополнил общую коллекцию.
3)Родители активно участвовали в сборе экспонатов музея.
Музей получился интересный по своей композиции и содержанию. Конечно, это только начало!
Когда музей был оформлен, мною была проведена экскурсия для детей, с рассказом о быте, укладе русской семьи в старину, главных игрушках того времени - тряпичных куклах- оберегах.
Удачное расположение музея привлекло интерес не только детей, но и родителей. Идя домой, дети рассказывали родителям, а порой и задавали им вопросы о содержании предметов. Родители охотно отвечали своим детям. Видя радостные лица родителей при появлении необычного для них объекта было понятно, что им нравится воплощение данной тематики. Многие высказывали свое мнение о нужности приобщения детей к истокам нашей культуры.
Наш коллектив совсем молодом, мы только начинаем. Это был первый опыт в развитии музейной педагогики, создании мини- музея. Думаю, он нам удался!