МААМ-картинки

Мини-музей группы «Дыхание ветра»

Елена Дмитриева
Мини-музей группы «Дыхание ветра»
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка проекта

«Мини-музей

«Дыхание ветра»

Автор:

Дмитриева Елена Сергеевна

учитель-логопед

2 логопедическая группа

для детей с ТНР

(заикание)

МБДОУ «Детский сад № 145»

комбинированного вида

г. Дзержинск

Актуальность

Публикация «Мини-музей группы „Дыхание ветра“» размещена в разделах

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Такие несовершенства дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Современная логопедическая наука в отношении заикания практически стоит на месте. Самое главное - научить его правильно дышать! Это безоговорочно, прежде всего. Лечить заикание без нормализации дыхания бессмысленно!

Все заикающиеся дети и подростки говорят, как правило, на поверхностном, ключичном дыхании. Прежде чем что-то сказать, они делают вдох, при котором поднимают кверху плечи и напрягают мышцы лица и шеи. Говорят на выдохе, короткими фразами, "натыкаясь" на ларингоспазм. Затем судорожно делают снова вдох и снова, заикаясь, произносят короткую фразу, а иногда даже одно только слово или один слог. Диафрагма - самая сильная из мышц, участвующих в дыхании и голосообразовании, - при таком ключичном типе дыхания пассивна, не принимает активного участия в фонации. К тому же воздухом наполняются только узкие верхушки легких. Объем вдоха ничтожно мал, воздуха не хватает на длинную фразу.

Заикающегося ребенка учат говорить на выдохе, и получается, что он активно выдыхает и то малое количество воздуха, которое есть в легких. Воздушная струя, широким потоком выходя через гортань, мешает голосовым связкам тесно смыкаться при образовании звука (фонации). А голосовые связки и так пассивны, недостаточно тренированы. Ведь заикающиеся дети зачастую отмалчиваются, слушая, как говорят другие.

Так как голосовые связки «не в тонусе», голос ребенка слабый, тембр звука некрасивый. Конечно же, такая речь не приносит ему удовольствия. Заикающийся ребенок готов провалиться сквозь землю, лишь бы не отвечать урок у доски, не обращаться в магазине к продавцу.

Каков же выход из этого положения? Заикающемуся ребенку надо изменить стереотип дыхания и речи :

• следует научить его дышать предельно глубоко, чтобы легкие заполнялись воздухом до самых нижних, широких оснований;

• нужно как следует натренировать диафрагму, заставить ее активно участвовать в голосообразовании - создать так называемую "опору";

• надо тесно смыкать голосовые связки во время фонации, сделать их максимально подвижными и выносливыми.

Дыхательная гимнастика представляет могущественное средство не только для устранения дыхательных судорог, но и для излечения всех видов заикания и потому справедливо составляет исходную точку упражнений в методах большей части авторов, занимающихся проблемами речевого развития детей с заиканием. По своему влиянию на излечение заикания дыхательные упражнения должны быть поставлены на первом месте, как обладающие наибольшей целебной силой.

В начале года нами было проведено обследование речевого развития детей. По результатам обследования на начало года был получен низкий результат по всем показателям речевого развития, в том числе и развитии дыхания. Перед нами встала проблема: развитие правильного (диафрагмального) дыхания у детей с заиканием. Мы стали искать пути решения данной проблемы: как организовать работу по развитию правильного дыхания? Помимо обязательных комплексов дыхательных гимнастик, которые проводятся ежедневно в нашей группе, нам хотелось внести разнообразие в работу по постановке правильного дыхания у детей. Любимая всеми детьми игрушка - «Вертушка» стала первым шагом к созданию мини-музея. Дети с удовольствием играли этой игрушкой, но однажды у них возник вопрос: «Откуда появилась вертушка?» … Мы начали поиск информации о вертушке. Узнали, что вертушка - это маленькая модель флюгера, собрали информацию о флюгере: кем, где и когда был создан первый флюгер, какие разновидности флюгера бывают. Вертушки очень нравятся всем детям - забавная игрушка, которой можно играть не только на улице, но и дома, «создавая ветер» самому. А еще вертушка является замечательным пособием по развитию правильного дыхания. Вот почему мы и решили собирать вертушки: покупали, делали своими руками. Затем нам стало интересно, какие еще пособия можно использовать в работе по развитию правильного дыхания? Много разнообразных пособий мы объединили в мини-музей «Дыхание ветра», атрибуты которого целиком и полностью направлены на развитие правильного дыхания у детей.

Цель:

Обогащение предметно-развивающей среды группы, направленной на развитие правильного дыхания через организацию мини-музея.

Задачи

1. Развивать правильное дыхание у заикающихся детей :

• Улучшить функцию внешнего (носового) дыхания.

• Вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох.

• Развивать фонационный (озвученный) выдох.

• Развивать речевое дыхание.

• Тренировать речевое дыхание в процессе произнесения текста.

2. Создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность.

3. Способствовать формированию интереса к самостоятельному практическому использованию экспонатов музея.

4. Создавать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательно-речевой и продуктивной деятельности.

Проект рассчитан на 9 месяцев учебного года (сентябрь – май)

Принципы функционирования мини-музея :

1. Предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия. Это принцип, предполагающий в качестве основного фактора воздействия на ребенка – предмет, который и является в данном случае главным действующим лицом.

2. Интерактивность и полифункциональность музейного пространства, дает возможность использовать музейные экспозиции для организации разнообразной деятельности детей и решения различных воспитательно-образовательных задач (в том числе комплексно).

3. Психологическая комфортность и безопасность деятельности. Принцип, подразумевающий под собой саму организацию мини-музея, его расположение, оформление, расстановку экспонатов, безопасность экспонатов, представленных в мини-музее, для жизни и здоровья детей.

4. Принцип наглядности и доступности

5. Принцип динамичности (создание музея, использование атрибутов музея в различных видах деятельности)

6. Принцип содержательности (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).

7. Принцип активности детей, который проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

Сентябрь-ноябрь

№п/п Содержание Участники Сроки

1. Анализ результатов обследования учитель-логопед Вторая половина сентября

2. Сбор и изучение информации по данной проблеме учитель-логопед Сентябрь-октябрь

3. Выбор темы мини-музея и определение места размещения мини-музея воспитатели, учитель-логопед, родители октябрь

4. Выбор дизайна оформления мини-музея воспитатели, учитель-логопед октябрь

5. Подбор экспонатов, планирование экспозиции воспитатели, учитель-логопед, родители, дети октябрь, ноябрь

6. Составление каталога экспонатов учитель-логопед ноябрь

2 этап – практический

Сентябрь – январь

№п/п Содержание Участники Сроки

1. Разработка комплексов дыхательной гимнастики с использованием экспонатов мини-музея Учитель-логопед Сентябрь, октябрь

2. Создание и распространение пригласительных билетов Дети,воспитатели, учитель-логопед Ноябрь

3. Создание и расклеивание афиши Дети, воспитатели Октябрь-ноябрь

4. Проведение родительского собрания, индивидуальных консультаций учителя-логопеда Учитель-логопед, родители Сентябрь - ноябрь

5. Создание информационной папки для родителей Учитель-логопед Ноябрь, вторая половина

6. Проведение комплексов дыхательной гимнастики Учитель-логопед, воспитатели Сентябрь-май

7. Проведение ознакомительной экскурсии для детей с заиканием Дети, учитель-логопед Ноябрь

8. Проведение индивидуальной работы по развитию правильного дыхания с заикающимися детьми Дети, учитель-логопед Октябрь-май

9. Проведение ознакомительных экскурсий для детей групп общеразвивающей направленности и педагогов Дети, учитель-логопед, педагоги Январь

3 этап – презентационный

Ноябрь – май

№п/п Содержание Участники Сроки

1. Проведение презентации

мини-музея Дети группы, учитель-логопед, воспитатели Ноябрь

2. Проведение экскурсий для детей Учитель- логопед, дети старших и подготовительных к школе групп, воспитатели Январь

3. Проведение экскурсии для педагогов Учитель- логопед, педагоги Январь

4. Создание заметки о мини-музее в газете МДОУ «Большая семья» Учитель-логопед Май

Каталог экспонатов

№ блока № п/п Экспонаты

название автор примечание

1. Игровые пособия на развитие длительности плавного вдоха и выдоха

1. «Волшебный замок» Дима Ружьин с мамой Ириной Владимировной

2. «Рыбки» Учитель-логопед Дмитриева Е. С. с детьми

3. «Мыльные пузыри» Арина Шилова с мамой Светланой Александровной могут быть использованы в блоке №2

4. «Музыкальные пузырьки» Учитель-логопед Дмитриева Е. С. могут быть использованы в блоке №2

5. «Веселые шарики» Саша Еремин с мамой Еленой Валерьевной

6. «Волшебные травинки» Дима Ружьин с мамой Ириной Владимировной

7. «Тучка» Артем Миронов с мамой Марией Алексеевной

8. «Капли дождя» Воспитатель Шабалина В. В., с детьми

9. «Вертолет» Учитель-логопед Дмитриева Е. С.

10. «Ветерки-- фонарики» Данила Бойков, Дима Трофимов, Денис Лисенков

11. «Ветерок- радуга» Саша Сиволапов с мамой Натальей Николаевной

12. «Ветерок- ленточки» Артем Миронов с мамой Марией Алексеевной

2. Игровые пособия на развитие контроля силы воздушной струи

1. «Свистульки» Воспитатель Красильникова Г. А. с детьми могут быть использованы в блоке №1

2. «Музыкальные духовые инструменты» Воспитатель Шабалина В. В. с детьми могут быть использованы в блоке №1

3. «Надуй игрушку» Учитель-логопед Дмитриева Е. С.

4. «Вьюга» Учитель-логопед Дмитриева Е. С. с детьми

5. «Бульки» Учитель-логопед Дмитриева Е. С.

6. «Воздушные шары» Воспитатель Красильникова Г. А.

3. Игровые пособия на развитие резкого целенаправленного выдоха

1. «Вертушки» Учитель-логопед Дмитриева Е. С., Никита Милюков с мамой Ольгой Вячеславовной

2. «Веселые клоуны» Учитель-логопед Дмитриева Е. С.

3. «Волшебная трубочка» Тимур Исмятуллин с папой Маратом Сафовичем

4. «Задуй свечку» Анжелика Белова с мамой Татьяной Витальевной могут быть использованы в блоке №1- при другой интерпретации задания, в блоке №2

5. «Кораблики» Учитель-логопед Дмитриева Е. С. с детьми могут быть использованы в блоке №2

6. «Фокус - ватные шарики» Сережа Бедняков с мамой Еленой Юрьевной

7. «Ракеты» Учитель-логопед Дмитриева Е. С. с детьми

Перспективный план взаимодействия с родителями по теме «Дыхание»

№п/п Содержание Участники Сроки

1. Консультация на тему «О заикании» Учитель-логопед, родители 1-я неделя сентября

2. Родительское собрание на тему «Режим ограничения речи: работа над дыханием, голосовые упражнения, расслабление по контрасту с напряжением» Учитель-логопед, родители, дети 2-я неделя сентября

3. Разучивание комплексов дыхательной гимнастики. Практические консультации. Учитель-логопед, родители, дети 2 неделя сентября-2 неделя мая

4. Консультация на тему «Научите детей дышать правильно» Учитель-логопед, родители 3-я неделя сентября

5. Консультация на тему «Эта забавная вертушка» Учитель-логопед, воспитатели родители 4-я неделя сентября

6. Беседа на тему «Что такое мини-музей? Создание мини-музея в группе» Учитель-логопед, родители Начало октября

7. Практическое занятие «Использование пособий мини-музея в работе с заикающимися детьми по развитию правильного дыхания» Учитель-логопед, родители, дети февраль

8. Оформление папки-передвижки о дыхании Учитель-логопед март

Каталог игр на развитие дыхания представлен ниже.

Публикации по теме:

«Сила ветра». Совместная образовательная деятельность с детьми средней группы Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (конструирование) Цель: Знакомить.

Мини-музей «Бумага»Мини-музей «Бумага» Добрый вечер,уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мини-музей " Бумага". Создание мини-музеев на сегодняшний день в детском саду.

Перспективное планирование работы музея «Бабушкины куклы»Перспективное планирование работы музея «Бабушкины куклы» Персективное планирование работы музея: «Бабушкины куклы». Наталья Кузина Персективное планирование работы музея: «Бабушкины куклы»..

Мини-музей «Листья»Мини-музей «Листья» Во время прогулок, экскурсий в парк, походов по экологической тропе дошкольники нашей группы интересовались разнообразием листьев окружающего.

Мини-музей «Мир насекомых»Мини-музей «Мир насекомых» Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности.

Мини-музей «Моё лето»Мини-музей «Моё лето» Авторы: воспитатели старшей группы № 6 ГБДОУ црр-д/с № 33 Красносельского района Санкт- Петербурга, Котова Я. В., Иванова А. В. Завершилось.

Мини-музей нашей группыМини-музей нашей группы Музей-научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории,.

Мини — музей Снеговиков.Мини — музей Снеговиков. Снеговик – один из любимых зимних персонажей нашего народа. Читая, стихи про снеговиков, нас заинтересовало: «Откуда появилась традиция.

Мини-музей «Эхо войны»Мини-музей «Эхо войны» Тема: Мини-музей "Эхо Войны" Мачула М. А. Кошкина Е. А. Последние годы – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления.

Проект мини-музей 1 Проект мини-музея значков в детском саду. Воспитатель: Мордосевич Е. А. 2 Пояснительная записка Одно из приоритетных направлений деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-музей группы «Дыхание ветра»
Опубликовано: 23 декабря 2016 в 17:04
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мини-музей группы «Дыхание ветра»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Дмитриева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД