Антонина Калязина
Мимика, жесты, пластика как средства выражения эмоционального состояния дошкольника и основа театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоции и чувства выражают наше отношение к тому, что мы познаем, к нашим поступкам. Знания об эмоциях необходимы каждому для того, чтобы лучше понять других и самих себя. Не понимая себя, невозможно понять другого человека.
Старший дошкольный возраст является кризисным, и одним из проявлений этого кризиса является эмоциональная неустойчивость - дети стремятся привлечь к себе внимание и иногда не очень адекватными способами.
Публикация «Мимика, жесты, пластика как средства выражения эмоционального состояния дошкольника и основа театрализованной деятельности» размещена в разделах
Богатство собственных переживаний каждого дошкольника помогает более глубоко понять происходящее, более тонко проникнуть в переживания окружающих, их отношения между собой.
Положительный эмоциональный настрой помогает окрашивать поведение ребенка в течение нескольких дней и даже недель. Ведь известно, устойчивое положительное настроение может перерасти в свойство личности, стать характерным, отличительным.
Настроение всегда имеет причину (окружающая природа, события, люди, выполняемая деятельность) и по-разному выражается в поведении. Однако не всегда эти причины осознаются. А выразительные движения лица и жестикуляция дают возможность ярче и образнее донести мысли и чувства. Мимика и жесты – это язык выразительных движений, функция которого заключается в непосредственном выражении того, что чувствует человек. Использование мимики и жестов позволяет более верно понимать других, контролировать и изменять свое поведение, ведь через мимику и жесты передается 55% информации о человеке.
Научить ребенка понимать и корректировать свой язык тела - значит помочь ему найти взаимопонимание в ближайшем окружении, заложить основы для будущей взрослой жизни, где умение общаться без слов является залогом успеха и признания в обществе. Этому помогут театрализованные этюды, направленные на развитие мимики и пластики движений.
О мимике и жестах, о работе по их развитию, опубликовано множество методических и практических рекомендаций, гораздо меньше информации представлено о развитии пластики движений тела.
Пластика - это искусство движения телом, которое воспитывает внешнюю технику актёра, где одним из важных моментов является мышечная свобода - умение естественно выполнять самые разнообразные движения.
Пластика - это мудрое движение на сцене, гармония движения и сознания. Она не только тренирует тело, но обращается к интеллекту человека, к его эмоциям. Не всякое движение на сцене становится знаком, выражающим состояние души и мысли персонажа, а лишь то, которое осознанно выстроено в процессе репетиций и освоено как необходимое действие. Занятия пластикой очень полезны каждому ребенку, так как позволяют свободно владеть своим телом, выразительно двигаться, способствуют общему оздоровлению. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности, как известно, является игра. Игры превращения, где дети становятся то птицами, то животными, то различными куклами помогут детям овладеть мышцами своего тела, произвольно напрягать и расслаблять их.
Предлагаю вашему вниманию некоторые игры, направленные на развитие творчества в двигательной деятельности (пластики тела).
«Веселая зарядка»
-Вы - проснувшиеся котята - потяните лапки (руки вверх, ноги вниз, выпустите когти (поработать пальчиками, поднимите мордочки (поднять голову).
- А сейчас вы упавшие на спину божьи коровки. Лапки к верху (работа рук и ног в воздухе, постарайтесь перекатиться со спины на лапки (встать на четвереньки).
-А вот вы - крадущиеся в джунглях тигры (мягкая, замедленная ходьба на четвереньках).
-Станем осенними листочками, качающимися на ветру (руки вверх, покачивающиеся движения). Полетаем, как оторвавшийся листок (медленный бег вокруг себя).
-Вдохнем поглубже и превратимся в воздушный шар, попробуем подпрыгнуть и взлететь плавно и мягко (прыжки с зависанием).
-Тянемся вверх, как жирафы (подъём на полупальцах руки вверх).
-Попрыгаем как зайчики, чтобы стать такими же ловкими (прыжки врассыпную).
-А теперь мы куклы – тряпичные и легкие, покачаемся из стороны в сторону.
-А сейчас мы пилоты, заведем мотор самолета, расправим крылья и полетаем (движение по кругу).
«Зеркальный танец»
Дети разбиваются на пары. Звучит музыка. Один ребенок из пары - зеркало, а другой — танцор. «Зеркало» с наибольшей точностью старается повторить танцевальные движения танцора. Затем пары меняются ролями.
«Сочини свой танец»
Ведущий встает в центр круга. В такт музыке (быстрой или медленной) он выполняет несколько танцевальных движений, все остальные копируют его танец. Затем он дотрагивается до любого игрока, тот выходит в центр, сочиняет свой танец, и далее по кругу.
«Тряпичная кукла»
С начало игроки знакомятся с тряпичной куклой, у которой все конечности мягкие и подвижные. Научить ребенка также расслабляться с начало на полу, а потом стоя.
«Шарик»
Надуваем шарик, широко разводя руки. Вдруг «шарик» лопается - хлопнуть в ладони, опуститься резко вниз и присесть.
«Кто как передвигается»
Игроки стоят в кругу, ведущий называет зверей, птиц и спрашивает, как они двигаются, а играющие стараются движениями ответить на вопросы.
«Бабочка, журавль, лягушка»
Игроки стоят в кругу, ведущий называет «Бабочка» - дети взмахивают крыльями бегут по кругу, «Журавль» - дети стоят на одной ноге, «Лягушка» - прыгают по кругу в приседе.
«Джаз тела»
Танцующие встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала двигается голова и шея в разные стороны, вперед и назад. Затем только плечи, то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее - движение рук в локтях, потом в кистях. Следующее движение бедрами, затем коленями, ступнями. А теперь надо постепенно прибавлять каждое движение по порядку : голова + плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.
«Успей передать платочек»
Играющие выстраиваются в круг. В руках у двух детей платок. Под музыку платок начинают передавать из рук в руки. Как только музыка обрывается, передача прекращается, и тот, у кого в этот момент окажется в руках платок, выходит в центр круга и под хлопки детей танцует известные движения. Затем игра продолжается дальше.
«Заводные игрушки»
Цели:развитие умения передавать образ и характер персонажа и придумывать движения в соответствии с образом; развитие умения останавливаться вместе с музыкой и держать статичные позы.
Музыка звучит – игрушки танцуют. Музыка останавливается – игрушки встают в коробочки и замирают в статичных позах.
«Роботы и тряпичные куклы»
Цели:развитие умения придумывать движения в соответствии с заданным образом и двигаться под музыку своего персонажа.
Дети делятся на роботов и тряпичных кукол. У каждых своя музыка. Танцуют, услышав свою музыку выполняя характерные движения. Потом меняются.