Наталья Поднекс
Выразительные средства русского языка как основа народной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Выразительные средства русского языка как основа народной педагогики.
Цель статьи: познакомить родителей:
- с традициями русской семейной культуры;
- с понятием «народная педагогика»;
- с малыми формами русского фольклора.
Публикация «Выразительные средства русского языка как основа народной педагогики» размещена в разделах
В воспитании детей необходимо возвращаться к истокам, возрождать забытые традиции, взять на вооружение всё то хорошее, что служило основой воспитания в русских семьях нашего прошлого: почитание старших, уважение к людям труда, презрение к праздности и скуке, любовь к русскому фольклору и понимание его.
Огромная воздействующая сила классической художественной литературы и устного народного творчества традиционно использовалось как важный фактор в становлении личности подрастающего поколения. Большую роль в этом играет народная (семейная) педагогика.
Народная педагогика возникла в глубокой древности, когда взрослые осознали свою ответственность за поколение, идущее им на смену. Понятие «народная педагогика» ввёл великий педагог К. Д. Ушинский. Он писал: «Воспитание существует в русском народе столько же, сколько существует сам народ».
Основа народной педагогики – это сказки, колыбельные песни, пословицы, поговорки, игры, обряды, праздники т. е. все виды устного народного творчества. Любой образованный и интеллигентный человек должен помнить культурные традиции своего народа.
Ребёнок с младенчества, с молоком матери уже впитывает в себя эмоции русского фольклора. Это колыбельные песни. Проводился такой эксперимент: для засыпания ребёнка пытались использовать шум моря, шелест листвы, тихую музыку и т. д., но быстрее всего дети засыпали под монотонную умиротворяющую мелодию колыбельной с простыми народными словами. И лучше всего, если эту колыбельную пела родная мама.
В нынешней напряженной жизни с дефицитом времени родители (в частности мамы) должны найти несколько минут перед сном ребёнка, чтобы, укладывая его спать, спеть ему колыбельную, которую пели их мамы или бабушки, и которые переходят из поколения в поколение, являясь частью устного народного творчества.
Для малышей двух лет самые привычные речевые образцы – это малые фольклорные жанры: песенки, потешки, пестушки, небольшие стихотворения, доступные и понятные ребёнку, небылицы, забавные диалоги в стихах. Детям этого возраста особенно нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Слушая их и выполняя свои первые «гимнастические» упражнения (например, «потягушки», ребёнок вскоре сам начнё т повторять движения и слова за взрослыми:
«Потягушечки-потягушки,
А в ножки – ходунушки,
А в ручки – хватунушки,
А в роток – говорок,
А в головку – разумок.»
Такие песенки – потешки могут сопровождать его в течение дня, с момента пробуждения. Мудрый народ сумел вложить в простую потешку слова, ободряющие ребё нка в его первых и очень трудных для него шагах:
«Ай, деточка, попляши
Твои ножки хороши».
А что говорить о восторге, который вызывают у малыша игры на коленках, пальчиковые игры и хороводы! К пальчиковым играм можно отнести пестушки (от слова пестовать – холить, лелеять). Например: «Сорока-сорока…», «Идет коза рогатая…», «Ладушки-ладушки…», «Поехали-поехали» и др.
Помимо положительных эмоций, которые получает малыш от этих пестушек, они одновременно интересно, занимательно и ненавязчиво преподносят «уроки жизни». Ведь коза бодает того, кто молока не пьёт, в «Ладушках» наказывают кошку Машку за то, что она съела чужую кашку, а в «Сороке» каша достаётся всем пальчикам, кроме мизинца, потому что он «за водицей не ходил, дров не рубил, кашку не варил.»
Следующий жанр русского фольклора – это «прибаутки». Их ребёнку надо читать в 3 – 4 года. Прибаутки (от слова баять – говорить) – это маленькие смешные сказочки, рассказы или выражения. В них присутствует элемент воображения и фантазии – это, когда детки играют в дудки, а таракан рубит дрова. Но это воображение не оторвано от реальной жизни, а наоборот, построено на её основе. Малышу надо объяснять, какие человеческие качества осуждаются, а какие одобряются. Примером служит всем известная прибаутка:
«Тили-бом, тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
Бежит курица с ведром,
Заливает кошкин дом,
А собачка только лает,
Никому не помогает».
В старшем дошкольном возрасте надо знакомить детей с пословицами и поговорками. Это знакомство в этом возрасте у них происходит на подсознательном уровне в процессе игровой и трудовой деятельности. Например, заканчивая рассказывать сказку «Заюшкина избушка», мы говорим: «Помогай другу везде, не оставляй друга в беде». Желая подбодрить ребё нка: «Терпение и труд всё перетрут»; При необходимости хвалим: «Ваня у нас маленький, да удаленький»; или утешаем : «Слезами горю не поможешь».
Малыши воспринимают не только прямой смысл пословиц и поговорок, детскому пониманию доступен и их общий характер. В ходе совместной деятельности педагогов и родителей детей 5 – 6 лет надо учить понимать образность и смысл пословиц и поговорок, и когда уместно использовать ту или иную из них.
Можно предложить им ответить на вопросы.
- Почему говорят «Долог день до вечера, если делать нечего»?
- Согласны ли вы с пословицей «Хочешь много знать – надо меньше спать»?
- Как вы понимаете смысл пословицы «Что сейчас убежит, завтра не догонишь»?
-Почему говорят «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня»?
С этой же целью можно почитать детям рассказы Л. Толстого, которые учат объяснять смысл пословиц и поговорок:
«Знай сверчок, свой шесток», «Семейная кашка гуще кипит», «Глупой птице свой дом не мил» и др.
Игра – естественная форма детского существования. Без него немыслим мир детства. Это значит, что путь к достижению взаимопонимания с ребёнком лежит через игровое действие. Играть с малышом – значит разговаривать с ним на одном языке. Дидактические игры помогают детям понять и запомнить пословицы, постепенно овладеть навыками использования их в устной речи, пополнить фразеологический словарь новыми меткими выражениями. Ценный материал для нравственного воспитания детей даёт сказка, которая в увлекательной форме показывает окружающую жизнь, поступки людей и животных и их взаимоотношения.
Как можно познакомить детей со сказками? Это простое рассказывание народных сказок, чтение стихотворных и авторских сказок, разные способы демонстрации в сочетании с рассказом, сочинение сказок совместно с детьми, пересказ, игры, беседы. В одной из бесед на эту тему дети должны объяснить смысл пословицы «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Дети любят сказки о животных. Правда этих сказок заключается в том, что действия животных демонстрируют поступки, совершаемые людьми. Например: «Волк и семеро козлят», сказки в обработке Л. Толстого «Заяц-хваста», «Лиса и заяц» и др.
Социальная ценность волшебных сказок – это сочетание реальности и выдумки, борьба за справедливость, понятие добра и зла: «Баба-яга – костяная нога», «Морозко (в обработке Л. Толстого, «Деревянный козёл», «Пастушья дудочка», «Старик и волк», «Солдат и царь в лесу» и др.
Отличительной чертой бытовых сказок является ирония, насмешка, шутка: «Глупый мужик», «Три калача и одна баранка», «Брат и сестра», «Фома и Ерёма», «Емеля – дурак», «У страха глаза велики» и др.
В сказках встречаются устаревшие русские слова. Объясните детям их значение: баять – говорить, рассказывать; бирюк – волк; верста – старая мера длины чуть больше 1 км; дровни – сани для перевозки тяжестей; квашня – деревянная кадка для теста; торжище – рынок; хлеб да соль – гостеприимство; шесток – площадка перед топкой у русской печи.
Все произведения устного народного творчества помогают развивать детей эмоционально, нравственно, эстетически, воспитывают в них любовь к родному краю, родному языку.
Дошкольный период – самое благодатное время для воспитания. Недаром Л. Н. Толстой, вспоминая о своих первых впечатлениях детства, писал : «Разве не тогда я приобрёл… так много, так быстро, что во всю свою оставшуюся жизнь я не приобрёл и одной сотой того. От пятилетнего ребёнка до меня только шаг, а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние.»
От нас, взрослых, зависит, что впитает в себя малыш в эту золотую пору детства.
Используемая литература:
1. Лунина Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры. – М: ЦГЛ, 2005.
2. Дошкольное воспитание №10/2011
3. Новиковская О. А. 1000 стихов и песенок для детских праздников. – М: Астрель, 2011.