МААМ-картинки

Выразительные средства русского языка как основа народной педагогики

Наталья Поднекс
Выразительные средства русского языка как основа народной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы

Выразительные средства русского языка как основа народной педагогики.

Цель статьи: познакомить родителей:

- с традициями русской семейной культуры;

- с понятием «народная педагогика»;

- с малыми формами русского фольклора.

Публикация «Выразительные средства русского языка как основа народной педагогики» размещена в разделах

В воспитании детей необходимо возвращаться к истокам, возрождать забытые традиции, взять на вооружение всё то хорошее, что служило основой воспитания в русских семьях нашего прошлого: почитание старших, уважение к людям труда, презрение к праздности и скуке, любовь к русскому фольклору и понимание его.

Огромная воздействующая сила классической художественной литературы и устного народного творчества традиционно использовалось как важный фактор в становлении личности подрастающего поколения. Большую роль в этом играет народная (семейная) педагогика.

Народная педагогика возникла в глубокой древности, когда взрослые осознали свою ответственность за поколение, идущее им на смену. Понятие «народная педагогика» ввёл великий педагог К. Д. Ушинский. Он писал: «Воспитание существует в русском народе столько же, сколько существует сам народ».

Основа народной педагогики – это сказки, колыбельные песни, пословицы, поговорки, игры, обряды, праздники т. е. все виды устного народного творчества. Любой образованный и интеллигентный человек должен помнить культурные традиции своего народа.

Ребёнок с младенчества, с молоком матери уже впитывает в себя эмоции русского фольклора. Это колыбельные песни. Проводился такой эксперимент: для засыпания ребёнка пытались использовать шум моря, шелест листвы, тихую музыку и т. д., но быстрее всего дети засыпали под монотонную умиротворяющую мелодию колыбельной с простыми народными словами. И лучше всего, если эту колыбельную пела родная мама.

В нынешней напряженной жизни с дефицитом времени родители (в частности мамы) должны найти несколько минут перед сном ребёнка, чтобы, укладывая его спать, спеть ему колыбельную, которую пели их мамы или бабушки, и которые переходят из поколения в поколение, являясь частью устного народного творчества.

Для малышей двух лет самые привычные речевые образцы – это малые фольклорные жанры: песенки, потешки, пестушки, небольшие стихотворения, доступные и понятные ребёнку, небылицы, забавные диалоги в стихах. Детям этого возраста особенно нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Слушая их и выполняя свои первые «гимнастические» упражнения (например, «потягушки», ребёнок вскоре сам начнё т повторять движения и слова за взрослыми:

«Потягушечки-потягушки,

А в ножки – ходунушки,

А в ручки – хватунушки,

А в роток – говорок,

А в головку – разумок.»

Такие песенки – потешки могут сопровождать его в течение дня, с момента пробуждения. Мудрый народ сумел вложить в простую потешку слова, ободряющие ребё нка в его первых и очень трудных для него шагах:

«Ай, деточка, попляши

Твои ножки хороши».

А что говорить о восторге, который вызывают у малыша игры на коленках, пальчиковые игры и хороводы! К пальчиковым играм можно отнести пестушки (от слова пестовать – холить, лелеять). Например: «Сорока-сорока…», «Идет коза рогатая…», «Ладушки-ладушки…», «Поехали-поехали» и др.

Помимо положительных эмоций, которые получает малыш от этих пестушек, они одновременно интересно, занимательно и ненавязчиво преподносят «уроки жизни». Ведь коза бодает того, кто молока не пьёт, в «Ладушках» наказывают кошку Машку за то, что она съела чужую кашку, а в «Сороке» каша достаётся всем пальчикам, кроме мизинца, потому что он «за водицей не ходил, дров не рубил, кашку не варил.»

Следующий жанр русского фольклора – это «прибаутки». Их ребёнку надо читать в 3 – 4 года. Прибаутки (от слова баять – говорить) – это маленькие смешные сказочки, рассказы или выражения. В них присутствует элемент воображения и фантазии – это, когда детки играют в дудки, а таракан рубит дрова. Но это воображение не оторвано от реальной жизни, а наоборот, построено на её основе. Малышу надо объяснять, какие человеческие качества осуждаются, а какие одобряются. Примером служит всем известная прибаутка:

«Тили-бом, тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Кошка выскочила,

Глаза выпучила.

Бежит курица с ведром,

Заливает кошкин дом,

А собачка только лает,

Никому не помогает».

В старшем дошкольном возрасте надо знакомить детей с пословицами и поговорками. Это знакомство в этом возрасте у них происходит на подсознательном уровне в процессе игровой и трудовой деятельности. Например, заканчивая рассказывать сказку «Заюшкина избушка», мы говорим: «Помогай другу везде, не оставляй друга в беде». Желая подбодрить ребё нка: «Терпение и труд всё перетрут»; При необходимости хвалим: «Ваня у нас маленький, да удаленький»; или утешаем : «Слезами горю не поможешь».

Малыши воспринимают не только прямой смысл пословиц и поговорок, детскому пониманию доступен и их общий характер. В ходе совместной деятельности педагогов и родителей детей 5 – 6 лет надо учить понимать образность и смысл пословиц и поговорок, и когда уместно использовать ту или иную из них.

Можно предложить им ответить на вопросы.

- Почему говорят «Долог день до вечера, если делать нечего»?

- Согласны ли вы с пословицей «Хочешь много знать – надо меньше спать»?

- Как вы понимаете смысл пословицы «Что сейчас убежит, завтра не догонишь»?

-Почему говорят «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня»?

С этой же целью можно почитать детям рассказы Л. Толстого, которые учат объяснять смысл пословиц и поговорок:

«Знай сверчок, свой шесток», «Семейная кашка гуще кипит», «Глупой птице свой дом не мил» и др.

Игра – естественная форма детского существования. Без него немыслим мир детства. Это значит, что путь к достижению взаимопонимания с ребёнком лежит через игровое действие. Играть с малышом – значит разговаривать с ним на одном языке. Дидактические игры помогают детям понять и запомнить пословицы, постепенно овладеть навыками использования их в устной речи, пополнить фразеологический словарь новыми меткими выражениями. Ценный материал для нравственного воспитания детей даёт сказка, которая в увлекательной форме показывает окружающую жизнь, поступки людей и животных и их взаимоотношения.

Как можно познакомить детей со сказками? Это простое рассказывание народных сказок, чтение стихотворных и авторских сказок, разные способы демонстрации в сочетании с рассказом, сочинение сказок совместно с детьми, пересказ, игры, беседы. В одной из бесед на эту тему дети должны объяснить смысл пословицы «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Дети любят сказки о животных. Правда этих сказок заключается в том, что действия животных демонстрируют поступки, совершаемые людьми. Например: «Волк и семеро козлят», сказки в обработке Л. Толстого «Заяц-хваста», «Лиса и заяц» и др.

Социальная ценность волшебных сказок – это сочетание реальности и выдумки, борьба за справедливость, понятие добра и зла: «Баба-яга – костяная нога», «Морозко (в обработке Л. Толстого, «Деревянный козёл», «Пастушья дудочка», «Старик и волк», «Солдат и царь в лесу» и др.

Отличительной чертой бытовых сказок является ирония, насмешка, шутка: «Глупый мужик», «Три калача и одна баранка», «Брат и сестра», «Фома и Ерёма», «Емеля – дурак», «У страха глаза велики» и др.

В сказках встречаются устаревшие русские слова. Объясните детям их значение: баять – говорить, рассказывать; бирюк – волк; верста – старая мера длины чуть больше 1 км; дровни – сани для перевозки тяжестей; квашня – деревянная кадка для теста; торжище – рынок; хлеб да соль – гостеприимство; шесток – площадка перед топкой у русской печи.

Все произведения устного народного творчества помогают развивать детей эмоционально, нравственно, эстетически, воспитывают в них любовь к родному краю, родному языку.

Дошкольный период – самое благодатное время для воспитания. Недаром Л. Н. Толстой, вспоминая о своих первых впечатлениях детства, писал : «Разве не тогда я приобрёл… так много, так быстро, что во всю свою оставшуюся жизнь я не приобрёл и одной сотой того. От пятилетнего ребёнка до меня только шаг, а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние.»

От нас, взрослых, зависит, что впитает в себя малыш в эту золотую пору детства.

Используемая литература:

1. Лунина Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры. – М: ЦГЛ, 2005.

2. Дошкольное воспитание №10/2011

3. Новиковская О. А. 1000 стихов и песенок для детских праздников. – М: Астрель, 2011.

Публикации по теме:

Урок ИЗО во 2 классе «Выразительные средства изобразительного искусства. Создаем панно на тему «Декоративный натюрморт»Урок ИЗО во 2 классе «Выразительные средства изобразительного искусства. Создаем панно на тему «Декоративный натюрморт» «Выразительные средства изобразительного искусства – цвет, ритм пятен и линий» создать панно на тему «Декоративный натюрморт». Изобразительное.

Конспект урока русского языка во 2 классе «Что такое предложение? Предложение как единица речи, его назначение и признаки» Что такое предложение? Предложение как единица речи, его назначение и признаки. Тема: Что такое предложение? Предложение как единица речи,.

Формы реализации народной педагогики Формы реализации народной педагогики Коллективная, всеобщая форма педагогических традиций, поиск, выявление и применение на практике педагогических.

Грамматические сказки на уроках русского языка в начальной школе «Как части речи решали, кому править страной Морфологией» На уроках русского языка для повышения познавательного интереса я использую грамматические сказки Сказка о том, как части речи решали,.

Использование театральной педагогики в ходе изучения иностранного языка Бойко ИИ,учитель немецкого языка, БОУ «Ольгинская СШ» структурное подразделение «Крымская ОШ» Полтавского района, Омской области Театральная.

Конспект урока русского языка во 2 классе Краткосрочный план урока русского языка № 31 Раздел: Моя семья и друзья. Лексическая тема: Правила дружбы. Школа: №4 Дата: 25.10. 2018г.

Консультация для родителей «Фонетический и слоговой анализ слов как основа подготовки ребёнка к усвоению структуры языка» Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление.

Консультация для воспитателей детского сада «Выразительные средства детского рисунка» Консультация для воспитателей детского сада ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЕТСКОГО РИСУНКА 1) линия Первые средства, которые открывает для себя.

Реферат «Фольклор-исторический экскурс народной педагогики» Фольклор- исторический экскурс народной педагогики. Фольклор - народное творчество, совокупность народных обрядовых действий. Такое понятие.

Урок русского языка во 2 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Выразительные средства русского языка как основа народной педагогики
Опубликовано: 19 сентября 2018 в 21:28
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выразительные средства русского языка как основа народной педагогики» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Поднекс (УИ 1623743) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД