Тугбаева Надежда
Межрегиональные педагогические чтения, посвященные Году экологии «Культурное наследие прошлого в экологическом образовании»
▼ Скачать + Заказать документы
Детство и наследие. Как далеки и как, вместе с тем, неразрывно связаны эти два слова, два понятия.
След, который оставит человек на земле, культурные и научные ценности, которые новое поколение подарит своим детям,- все это результат воспитания и образования современного молодого поколения. Окружающая культурная среда воспитывает человека, воздействует на формирование его мировоззрения. Будущее России зависит от того, какими станут наши дети, какие духовные и нравственные ценности они подарят следующим поколениям.
Публикация «Межрегиональные педагогические чтения, посвященные Году экологии „Культурное наследие прошлого в экологическом образовании“» размещена в разделах
Перед школой ХХI века стоят важные задачи в плане не только образования, но и воспитания молодого поколения. Федеральные Государственные образовательные стандарты (ФГОС) определили главной целью общего образования формирование личности учащегося. Безусловно, данный подход к значению и роли школы в жизни общества актуален для современности и важен для будущего.
Образование, которое получает ученик в школе, не только обогащает его предметными знаниями, но и наполняет духовным богатством. Человек, который был воспитан в обществе, уважающем свое культурное наследие, будет беречь и развивать бесценное духовное и нравственное богатство, подаренное ему предшествующими поколениями.
Не стоит объяснять, какую роль в сохранении и развитии культурного наследия играет изучение литературы в школе. На мой взгляд, уроки литературы призваны, прежде всего, воспитывать учащихся, формировать нравственные и эстетические ценности детей.
Дети разных поколений по-другому воспринимают одни и те же художественные тексты, по-своему оценивают поступки и характеры литературных героев.
Как известно, фольклор – копилка, кладезь народной мудрости, вечно живой голос наших предков. Не случайно в программу по литературе включены произведения устного народного творчества.
К сожалению, чем моложе родители наших учеников, тем скромнее представления детей о богатстве фольклорного наследия. Проходит всего лишь пять-семь лет, а уже меняется среднестатистический ученик, уже по-новому надо выстраивать диалог с детьми и их родителями. Современному учителю, обучающему и воспитывающему поколение нового века, необходимо не только идти в ногу со временем, но и, что еще важнее, сохранять и развивать культурное наследие, оставленное нам.
Именно поэтому, как я считаю, учитель должен быть носителем культурных традиций, вести обучение, опираясь на достойные примеры прошлого. С нас, взрослых, должен быть особенный спрос за то, как и что мы оставим нашим детям, а они, в свою очередь, передадут следующим поколениям.
Наши предки жили в тесной гармонии с природой. Природные явления и отдельные природные объекты имели сакральное значение и являлись частью целостной мифологической картины мира. По всей Северной Европе был распространен культ священных рощ - культ дерева. Удмуртия входит в число тех регионов, где природно-культовые объекты, связанные с традиционными верованиями народа, сохранились до сих пор, в том числе и Алнашский район.
Священные рощи по своей сути являлись языческими объектами поклонения силам природы и потому, как трепетно оберегались они населением, их можно считать первыми заповедниками. Практически у каждого поселения удмуртов была такая роща, располагавшаяся, как правило, за пределами населенного пункта, на возвышенности, вблизи водного источника. Святилище окружалось изгородью, сплетенной из ветвей или сделанной из жердей. Посещать это место разрешалось только в дни проведения молений. В центре священной рощи стояло священное «космическое» дерево, у которого удмурты молились.
Строго воспрещалось рубить в священной роще деревья, собирать ягоды и грибы, пасти скот. Даже упавшие ветки и сучки можно было использовать только в культовых целях – они сжигались на священном огне. Сакральный смысл имели слова, произносимые в самой роще и близлежащих местах, - за сквернословие могла грозить смерть. В разных районах Удмуртии существует множество сказаний о том, как были наказаны люди, нарушившие запреты: один человек набрал веники и погиб, другой увез березу из священной рощи – заболел и умер.
Три верховных божества ассоциировались со «своими» деревьями: Инмар – сосна, священное дерево, под которым молились Инмару – главному удмуртскому божеству.
Куазь – ель, под которым молились Богу погоды, Кылдысин – береза, под которым молились Богу. Эти три дерева являлись самыми почитаемыми среди удмуртов: к деревьям относились как к живым существам, посаженное дерево уподоблялось самому человеку. Это почитание вылилось в многочисленные запреты и предписания, например:
Нельзя рубить посаженное кем-то дерево: если толщина его ствола окажется с толщину его шеи – тот человек умрет.
Нельзя рубить дерево, если в семье есть больной, иначе он умрет.
Рубка деревьев на хозяйственные нужды, особенно стоящих одиноко, сопровождалось особым ритуалом. У души дерева просили прощения, благодарили его, объясняя действия крайней необходимостью. Существовала даже традиция почитания высохших деревьев, что приняло на себя страдания многих людей.
В удмуртской глубинке остались люди преклонного возраста, которые свято чтут обычаи своих предков и неуклонно их соблюдают. Например, в нашей школе учатся всего лишь дети из двух деревень: Кузюмово и Чем-Куюк. Их разделяет только 3 километра. А такая разница между ними. У нас в д. Кузюмово соблюдаются эти обычаи, а в д. Чем-Куюк не особо обращают внимания на это.
Современное экологическое состояние большинства священных деревьев Удмуртии вызывает большую тревогу. В 2010 году мы с учащимися 6 класса провели исследование на тему «Священные деревья», целью которого было выявление, описание, роль достопримечательных деревьев столетнего и более возраста, произрастающих на территории нашей деревни, т. е. Кузюмово. Участники исследований пришли к выводу о необходимости охраны наиболее ценных объектов и наделению их статусом памятников природы. После этого исследования у ребят изменилось отношение к тому или иному дереву.
Однако, по мнению ученых, эти меры не принесут желаемого результата, если каждый отдельно взятый гражданин не будет осознавать всю значимость священных рощ, вековых деревьев, природы в целом. Ведь только от уровня нашей экологической культуры зависит, сохраним ли мы окружающий мир для потомков.
. Человек за свою жизнь успевает освоить, перевести в свой внутренний мир лишь малую долю культурного наследия. Последнее остается после него для других поколений, выступая как общее достояние всех людей, всего человечества. Однако таковым оно может быть лишь при условии его сохранения. Поэтому сохранение культурного наследия столь естественно и необходимо, как сохранение природы.