Щиголь Любовь
Межполушарное развитие
у нашего мозга два полушария. Основными талантами правого полушария являются:
• восприятие своего «телесного» я, различные ощущения (вплоть до интуиции) и схема тела;
• пространственные представления;
• способность воспринимать информацию целостно, вместе с носителем,
• способность оценивать важность информации на основе ее эмоциональной окраски, комфортности для человека;
• правое полушарие эмоциональное, невербальное, музыкальное и образное.
Особыми талантами левого полушария являются:
• упорядочивание информации в пространственно-временном контексте,
• речевые функции, здесь находятся центры речи;
Публикация «Межполушарное развитие» размещена в разделах
• логическая обработка информации и аналитическое мышление;
• чувство долга, ответственности, умение планировать и контролировать свою деятельность (лобные левые доли).
в период от 2-3-ех до примерно 7-8-ми лет происходит активизация межгиппокампальных коммисуральных систем. Данный комплекс начинает играть ведущую роль в организации межполушарного обеспечения полисенсорной, межмодальной когнитивной и эмоционально-мотивационной интеграции. Важнейшая функция межгиппокампальных связей – межполушарная стабилизация и организация мнестических процессов. Также в этот период формируется доминантность полушарий мозга по руке и речи. На данном этапе в случае несформированности межполушарных связей может наблюдаться такие явления как:
• зеркальное написание букв и цифр,
• псевдолеворукость или амбидекстрия вследствие несформированности доминантности полушарий мозга,
• логопедические проблемы из-за несформированности доминантного по речи левого полушария, например, сложности формирования номинативной функции речи из-за отсутствия прочной связи между образом (правое полушарие) и словом (левое полушарие, а также задержка становления фонематического слуха, т. к. изначально речевое звукоразличение формируется из способности различать бытовые и неречевые звуки (правое полушарие,
• агрессивные вспышки, признаки правосторонней эпиготовности или психосоматические проявления из-за сложностей вербализации аффекта, т. е. осмысления и переноса из правого в левые полушария сильных переживаний.
при несформированности межполушарных взаимодействий на уровне мозолистого тела можно наблюдать такие особенности поведения как:
• сложности произвольной саморегуляции, расторможенность,
• отсутствие учебной познавательной мотивации,
• бедность интересов,
• инфантильность, сложности формирования собственной активной позиции.
А что делать дома? Для формирования или развития межполушарных взаимодействий можно рекомендовать следующие кинезиологические упражнения:
Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Упражнение "Лезгинка".
Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.
Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т. д.). ельница. Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию» тела. Время упражнения 1-2 мин. Дыхание произвольное.
Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. Не забываем следить глазами за рукой!
Перекрестное марширование. Сделайте 6 пар перекрестных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторите «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра-руки вверх. Затем снова повторите упражнение перекрестно. Упражнение повторите 7 раз. Разновидность этого упражнения – ходьба с высоким подниманием рук и ног.