Татьяна Брагина
Методы развития восприятия музыки детьми в игровой деятельности.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель развития музыкального восприятия детей в игровой деятельности – это самовыражение детей посредством музыки. Игра, являясь произвольной деятельностью, предполагает использование всех умений и навыков ребенка. Свобода и самостоятельность в музыкально-игровом процессе сочетаются со строгим подчинением правилам игры, которые не навязываются извне, а вытекают из ее содержания и задач. Их выполнение должно доставлять ребенку удовольствие. «…Игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных» (Д. Б. Эльконин) [4]. По мнению О. С. Газмана, в игре у детей возникает три цели. Первая – удовольствие от игры – «Хочу». Вторая – выполнять правила игры – «Надо». Третья – творческое выполнение игровой задачи – «Могу». Таким образом, складывается основной механизм игры «Хочу! Надо! Могу!», влияющий на личность ребёнка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля [2].
Публикация «Методы развития восприятия музыки детьми в игровой деятельности,» размещена в разделах
Воздействие музыкального восприятия во время игры на организм ребёнка можно рассматривать в трёх аспектах.
Первый аспект, физиологический, связан с исследованиями В. М. Бехтерева, И. М. Сеченова и др., которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность различных систем организма, формирует произвольность психических функций.
Второй аспект – психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребёнка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных действий.
Третий аспект – педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребёнка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.
Процесс развития детского музыкального восприятия в игровой деятельности довольно сложен и предполагает использование различных методов воздействия : наглядного, словесного и практического:
В музыкальном воспитании наглядный метод имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный. Наглядно-слуховой – важнейший метод музыкального воспитания, он заключается в прослушивании музыки. Применение зрительной наглядности имеет вспомогательное значение. Сюда входит: показ игрушек, которые олицетворяют персонажей пьесы или песни, а также показ иллюстраций, репродукций картин, близких по настроению прослушиваемой музыки. Игрушки широко применяются в методике работы с малышами. Они «двигаются», «разговаривают» с детьми. Получаются как бы маленькие театрализованные представления, в процессе которых дети слушают музыку. Со старшими дошкольниками чаще применяются книжные иллюстрации, репродукции картин. Поэтические картины природы, труд человека, различные явления действительности, переданные средствами изобразительного и музыкального искусства, дополняют детские представления. Могут быть применены и различные методические пособия, активизирующие музыкальное восприятие. Например, небольшие карточки, на которых изображены танцующие и марширующие дети. Слушая танец или марш, ребята могут показать карточку с условным обозначением.
Значение словесного метода в процессе развития музыкального восприятия достаточно велико - слово педагога раскрывает содержание произведения, оно помогает детям глубже его прочувствовать и понять. Формы словесного руководства могут быть различными: краткие рассказы, беседы, пояснения. Слово, обращенное к детям, должно соответствовать характеру произведения: звучать тепло, ласково, когда говорится о лирическом образе; радостно, торжественно, когда речь идет о произведении праздничного характера; просто, дружески, когда исполняется пьеса, рисующая картинки быта и т. д.
Весьма эффективен в процессе развития восприятия музыки в игре практический метод. Двигательные ощущения детей являются ориентиром в процессе формирования наглядных представлений о некоторых музыкальных явлениях. Слушая музыку веселого или спокойного характера в младших группах, можно использовать движения с погремушками, флажками, кубиками. В старших группах для выявления ритмических особенностей, различения регистров, можно также использовать различные двигательные элементы: постукивание, хлопки, поднимание, опускание рук и т. д.
По форме проведения игры для развития восприятия музыки подразделяются на :
- статические игры - развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий;
- подвижные игры с правилами - развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности;
- игры с речью - развивают вокально-слуховую и двигательно-слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма;
- игры-шутки - активизируют слуховое восприятие и все стороны музыкально-слуховых представлений;
- игры-песни - развивают функции голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания;
- артикуляционные - укрепляют мышцы языка, голосовых связок;
- игры-забавы - побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие, формируют творческие способности;
- игры-загадки - развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребёнка к осознанным умственным и практическим действиям;
- ритмические игры - направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, фразы, и всего законченного музыкального построения с помощью двигательных упражнений под музыку.
Зрительная наглядность помогает педагогу быстро и доступно донести содержание произведения, а детям - запомнить его составные части. В младших группах в качестве наглядности чаще используются мягкие игрушки, иллюстрации, кукольный и настольный театр, маски, шапочки, ширмы разных видов. Например, ширмочка с изображением домика в игре «Кто в домике живёт?» - с целью, чтобы дети по музыкальному отрывку узнали, кто находится в домике. Также можно с помощью ширмы проводить игры с музыкальными инструментами, в качестве закрепления - дети должны узнать на слух звучание музыкального инструмента. Очень хороши для закрепления разные предметы, узнаваемые детьми - маски, шапочки и прочие.
На этапе закрепления материала дети могут сами инсценировать различные по характеру короткие музыкальные произведения. В качестве примера на закрепление понятия музыкальной формы (в данном примере – двухчастной) можно взять произведение «Слон и Моська» Арсеева из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной. На первую часть музыки выходит ребёнок, изображающий слона (музыка медленная, тяжелая, на вторую часть музыки выбегает «Собачка», бегает вокруг слона и лает. А вот каким способом изобразит ребёнок этих героев, это уже зависит от его фантазии. Очень интересное зрелище - наблюдать как дети преподносят образ того или иного героя и ненавязчиво определяют двухчастную форму музыкального произведения. В качестве закрепления можно это же произведение играть на шумовых музыкальных инструментах. На музыку «слона» - играет ребёнок на барабане, на музыку «собачки» - играет ребёнок на погремушке, колокольчике. Детям можно предложить исполнить это произведение, как индивидуально, так и по группам. Обычно они с удовольствием принимают участие. Положительный момент в том, что все дети задействованы [1].
С целью знакомства детей с новыми музыкальными произведениями в практической работе мы используем музыкально-дидактическую игру «Цветик – семицветик». Если на начальном этапе – это просто отдельные картинки, иллюстрации с изображением самих произведений. На каждое произведение мы придумываем небольшую сказочную историю, так детям проще и легче запомнить его содержание, в старших группах дети могут сочинять свои истории, подбирать героев и сюжеты сказок. На этапе закрепления – это и цветок с лепестками, который лежит на столике. Дети поочередно могут открывать один лепесток и называть, какая музыка нарисована на данной картинке, тут же показать композитора, написавшего это произведение, рассказать его содержание по карточке.
Развивающие музыкальные игры, на наш взгляд, целесообразно проводить во всех видах образовательной деятельности, способствующей развитию музыкального восприятия и активизации интереса к музыке. Однако, необходимо учитывать возрастные особенности детей - в младших группах у детей сравнительно слабая устойчивость внимания, быстрая его переключаемость – они лучше воспринимают произведения небольшие, яркие по своим образам. Дошкольники 4-5 лет проявляют заинтересованность содержанием произведений, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка. У детей 5-7 лет вырабатываются произвольное внимание, умение сосредоточиваться. Они отличаются любознательностью, начинают более осознанно интересоваться музыкой.
О. П. Радынова подчеркивает, что «интерес детей к музыке, музыкальным занятиям необходимо постоянно поддерживать и оживлять. Приемы развития музыкального слушания можно и необходимо варьировать, сочетать друг с другом» [3]. Это в полной мере можно отнести к игровой деятельности, т. е восприятие музыки можно варьироваться с разными видами и формами игровой деятельности. Такие методы придают процессу восприятия музыки живость, непосредственность, способствуют их самостоятельности, развитию их творческой инициативы, проявлению фантазии, а главное, повышают интерес к музыке.
Систематическое восприятие хорошо подобранных, доступных детям музыкальных произведений обязательно принесет пользу. Дети научатся любить музыку, у них появится потребность слушать музыку, наслаждаться ею. И в будущем не придется наблюдать такие явления, которые нередко бывают в оперных театрах - разговоры во время исполнения музыки, что и объясняется недостатком развития музыкальной культуры детей. Ее надо прививать детям, начиная с раннего возраста.
Список использованных источников
1. Ветлугина Н. А. Музыкальные занятия в детском саду: пособие для воспитателя и муз. рук. - Москва : Просвещение, 1984. - 208 с
2. Газман О. С. В школу - с игрой : кн. для учителя. - Москва : Просвещение, 1991. - 96 с
3. Радынова О. П. Настроение, чувства в музыке. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
4. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1999