МААМ-картинки

Воспитание культуры ребенка в процессе восприятия музыки в домашних условиях

Оксана Юрьева
Воспитание культуры ребенка в процессе восприятия музыки в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание культуры ребенка

в процессе восприятия музыки в домашних условиях.

Понятие «культура» прошло сложный путь исторического развития. Философы и культуроведы насчитывают около двухсот определений.

В теории культуры существуют понятия «Культура личности» и «Культура общества».

Публикация «Воспитание культуры ребенка в процессе восприятия музыки в домашних условиях» размещена в разделах

В понятие «музыкальная культура» входят различные виды музы-кальной деятельности и их результат - музыкальные произведения, их восприятие, исполнение, а так же сложившиеся в этой деятельности музыкально-эстетическое сознание людей (интересы, потребности, взгляды).

Влияние семьи на формирование начал музыкальной культуры ребенка определяется ее традициями, отношением членов семьи к музыкальному искусству, общей культурой, даже генофондом.

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что тот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение.

Родители должны понимать огромное значение музыкального воспи-тания для развития культуры ребенка и повышать свой культурный уровень.

Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой семьи.

Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты. В доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком.

Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.

Но, к сожалению, семей, в которых мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы, гораздо больше. К музыке, как правило, отношение в таких семьях, как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к серьезной музыке его родители безразличны.

А ведь в любой семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятия, ис-полнительства, творчества и т. д.) В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в му-зыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном ис-полнении и качественном звучании (магнитофонная запись).

Таким образом, в семье дети получают различное музыкальное вос-питание. Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музы-кальные способности, формировать основы музыкальной культуры.

Я в своей работе по музыкальному воспитанию детей учитываю, прежде всего, специфику каждой семьи. Ориентируюсь на различные условия в которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное окружение.

Основными задачами музыкального воспитания детей в семье явля-ются те же, что и в дошкольном учреждении:

обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатле-ниями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;

развивать музыкальные, творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности;

способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте не-обходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты. Стараются обо-гатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта в семьи, ее общего культурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Наиболее ценные в художественном отношении произведения выдерживают испытание временем, отбираются человечеством, доходят до его потомков.

«Музыка-однодневка» существовала всегда. Ее развлекательное предназначение не оспаривается, она имеет право на существование. Но воспитать в человеке основы общей и музыкальной культуры. Развить способности можно только на признанных человечеством эталонах, которыми являются произведения народной музыки и классическое наследие композиторов эпох и стилей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, он, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно почувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия. Различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.

Заинтересовать детей чем-либо взрослый может только тогда, когда увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже познает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам.

Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности.

Методы, используемые при работе с родителями:

1. Беседы, консультации, рекомендации. Консультируя ро-дителей, я рассказываю об опыте музыкального воспитания, накопленном в детском саду, чтобы они могли использовать его и дома.

2. Использование классической и народной музыки на праздниках, в повседневной жизни детского сада (при приеме детей, на праздниках, как звуковой фон). При подготовке праздников я очень тщательно подбираю музыкальный репертуар для танцев, для звукового фона, т. к. с появлением магнитофона подбор музыки, предлагаемой детям (особенно в нашу эпоху вседозволенности) иногда стал походить на дискотечное «конфетти». И во многих сада случилось то, о чем писал еще Шекспир: «. музыка, звуча со всех ветвей, теряет обаянье». Как тут не потерять обаянье, когда Киркоров сменяет Пугачеву, затем Алсу или новомодная «Глюкоза». И так с утра и до обеда, от зарядки до вечера развлечений. Но молодым родителям это нравится, детям вроде бы тоже, ну значит, нравится и заведующей, поэтому проблем никаких нет.

Но проблемы есть, и очень серьезные: это и формирование музыкального вкуса, и развитие музыкального кругозора. И психическое перенапряжение от обилия громких звуков и жестких ритмов, которое напоминает ощущение, когда питание состоит из консервированной пищи. А растущему организму, нужны витамины - духовная пища, т. е. непосредственное восприятие классической и народной музыки.

Публикации по теме:

«Воспитание экологической культуры-важное направление всестороннего развития личности ребенка» (из опыта работы)«Воспитание экологической культуры-важное направление всестороннего развития личности ребенка» (из опыта работы) Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения.

Духовно-нравственное воспитание ребенка-дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культурыДуховно-нравственное воспитание ребенка-дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня.

Информационный буклет для родителей «Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях» Подготовка ребенка к школе – это вопрос, который волнует каждого родителя. Как объяснить малышу, привыкшему к садику или находящемуся постоянно.

Как проводить дидактические игры по развитию сенсорных способностей ребенка в домашних условиях. Консультация для родителей В данной консультации, предложен ряд специальных обучающих заданий, использование которых даст дополнительный развивающий результат. Для.

Как создать необходимые условия для развития и обучения ребенка в домашних условиях Многие родители зачастую думают, что развитием ребенка должен заниматься детский сад, потом школа. Занятия с ребенком занимают много сил.

Логопедический массаж в домашних условияхЛогопедический массаж в домашних условиях Представляю вашему вниманию приемы логопедического массажа. Данный вид деятельности очень важен во время подготовительной работы по постановке.

Консультация для родителей «Опыты в домашних условиях» Опыты в домашних условиях «Как поймать воздух» Возьмем для опыта : А) резиновый шар Б) трубочку В) мыльницу с мылом Чтобы поймать воздух.

Особенности восприятия музыки глухим ребенком Глухие дети без специального обучения воспринимают проникающие к ним звуки только как вибрацию, отличая при этом шумовую вибрацию (барабан).

Развитие потребности в красоте. Воспитание культуры посредством музыкиРазвитие потребности в красоте. Воспитание культуры посредством музыки Неисчерпаемые возможности воздействовать на внутренний мир человека, формировать его нравственный облик издавна привлекали внимание ученых,.

Выполнение артикуляционных упражнений в домашних условиях Мастер – класс для родителей. «Выполнение артикуляционных упражнений в домашних условиях» Цели: в нетрадиционной форме познакомить родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание культуры ребенка в процессе восприятия музыки в домашних условиях
Опубликовано: 12 апреля 2016 в 12:09
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание культуры ребенка в процессе восприятия музыки в домашних условиях» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Юрьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД