Оксана Юрьева
Воспитание культуры ребенка в процессе восприятия музыки в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы
в процессе восприятия музыки в домашних условиях.
Понятие «культура» прошло сложный путь исторического развития. Философы и культуроведы насчитывают около двухсот определений.
В теории культуры существуют понятия «Культура личности» и «Культура общества».
Публикация «Воспитание культуры ребенка в процессе восприятия музыки в домашних условиях» размещена в разделах
В понятие «музыкальная культура» входят различные виды музы-кальной деятельности и их результат - музыкальные произведения, их восприятие, исполнение, а так же сложившиеся в этой деятельности музыкально-эстетическое сознание людей (интересы, потребности, взгляды).
Влияние семьи на формирование начал музыкальной культуры ребенка определяется ее традициями, отношением членов семьи к музыкальному искусству, общей культурой, даже генофондом.
Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что тот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение.
Родители должны понимать огромное значение музыкального воспи-тания для развития культуры ребенка и повышать свой культурный уровень.
Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой семьи.
Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты. В доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком.
Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.
Но, к сожалению, семей, в которых мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы, гораздо больше. К музыке, как правило, отношение в таких семьях, как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к серьезной музыке его родители безразличны.
А ведь в любой семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятия, ис-полнительства, творчества и т. д.) В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в му-зыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном ис-полнении и качественном звучании (магнитофонная запись).
Таким образом, в семье дети получают различное музыкальное вос-питание. Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музы-кальные способности, формировать основы музыкальной культуры.
Я в своей работе по музыкальному воспитанию детей учитываю, прежде всего, специфику каждой семьи. Ориентируюсь на различные условия в которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное окружение.
Основными задачами музыкального воспитания детей в семье явля-ются те же, что и в дошкольном учреждении:
обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатле-ниями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;
развивать музыкальные, творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности;
способствовать общему развитию детей средствами музыки.
Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте не-обходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.
Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты. Стараются обо-гатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.
Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта в семьи, ее общего культурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Наиболее ценные в художественном отношении произведения выдерживают испытание временем, отбираются человечеством, доходят до его потомков.
«Музыка-однодневка» существовала всегда. Ее развлекательное предназначение не оспаривается, она имеет право на существование. Но воспитать в человеке основы общей и музыкальной культуры. Развить способности можно только на признанных человечеством эталонах, которыми являются произведения народной музыки и классическое наследие композиторов эпох и стилей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, он, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно почувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия. Различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.
Заинтересовать детей чем-либо взрослый может только тогда, когда увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже познает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам.
Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности.
Методы, используемые при работе с родителями:
1. Беседы, консультации, рекомендации. Консультируя ро-дителей, я рассказываю об опыте музыкального воспитания, накопленном в детском саду, чтобы они могли использовать его и дома.
2. Использование классической и народной музыки на праздниках, в повседневной жизни детского сада (при приеме детей, на праздниках, как звуковой фон). При подготовке праздников я очень тщательно подбираю музыкальный репертуар для танцев, для звукового фона, т. к. с появлением магнитофона подбор музыки, предлагаемой детям (особенно в нашу эпоху вседозволенности) иногда стал походить на дискотечное «конфетти». И во многих сада случилось то, о чем писал еще Шекспир: «. музыка, звуча со всех ветвей, теряет обаянье». Как тут не потерять обаянье, когда Киркоров сменяет Пугачеву, затем Алсу или новомодная «Глюкоза». И так с утра и до обеда, от зарядки до вечера развлечений. Но молодым родителям это нравится, детям вроде бы тоже, ну значит, нравится и заведующей, поэтому проблем никаких нет.
Но проблемы есть, и очень серьезные: это и формирование музыкального вкуса, и развитие музыкального кругозора. И психическое перенапряжение от обилия громких звуков и жестких ритмов, которое напоминает ощущение, когда питание состоит из консервированной пищи. А растущему организму, нужны витамины - духовная пища, т. е. непосредственное восприятие классической и народной музыки.