Анастасия Бузинова
Методы работы со сказкой
▼ Скачать + Заказать документы
Методы работы со сказкой
Современные подходы к развитию дошкольника, как всесторонне развитой личности, базируются на развитии познавательной активности дошкольников, что, в свою очередь, предполагает включение в деятельность с детьми комплексов упражнений, психологических игр, разных задач на сообразительность, которые расшатывают психологическую инерцию, меняют стереотипы мышления, формируют, прежде всего, человека, который умеет мыслить.
Публикация «Методы работы со сказкой» размещена в разделах
Сегодняшние дети требуют, чтобы их не учили, а чтобы с ними играли, позволили фантазировать, чувствовать себя свободно, раскованно. И именно поэтому, готовясь, каждый раз к занятию, следует чувствовать в себе не взрослого воспитателя, а оживленного, активного, желающего познать интересный и незнакомый мир ребенка.
Детям необходимо что-то загадочное, полное неожиданного, сказочное. А что может быть сказочным в сказке? Именно с нее и следует начинать, ею заинтересовывать, с ней «дружить», ведь ничто в мире так не любят дети, как сказку.
Они есть в каждой семье. У каждого ребенка есть любимая книга со сказками, любимая сказка, любимый сказочный персонаж. В сказках есть много познавательного: первые представления о времени и пространстве, природе, предметном окружающем мире, чувствах. Сказки позволят малышу впервые почувствовать храбрость, смелость, увидеть добро и зло. Большинство сказок имеют хороший конец, но существуют сказки жестокие, которые демонстрируют разные негативные моменты. Мы легко в этом убеждаемся, рассказывая о том, как лиса ест Колобка, как сестры обижают Золушку, как тяжело жилось Иванушке-дурачку. В детском саду и дома сказки предлагают дошкольникам в виде чтения, рассказывания, пересказа, драматизации и др. Но в таком виде, по нашему мнению, сказки не полностью используются для развития воображения, мышления, речевого творчества, активного воспитания добрых чувств у детей.
Интересные методы работы над сказкой в свое время предложил Дж. Родари:
1. Коллаж из сказок (можно с иллюстрациями, а можно и без) - перепутывание ситуаций, сосуществования героев из разных сказок.
2. Спасательные ситуации в опасных для героев ситуациях - нахождение выхода для любимых героев (например, лисичка не съела Колобка, потому что внезапно чихнула, а Колобок тем временем выскочил и покатился дальше)
3. Изменение ситуаций в знакомых сказках - похожий метод с предыдущим, но речь идет не о спасении героев, а просто об изменении сюжета на усмотрение ребенка (например, сказка «Волк и семеро козлят» - волку мешает медведь, который зовет его на свой день рождения; сказка «Гуси-лебеди» - на пути девочки встречается волк; сказка «О рыбаке и рыбке» - рыбка изъявила желание сама встретиться с бабой и т. д.).
4. Сказки по-новому - метод, который поможет взглянуть на знакомые вещи иначе ( например: «Золушка» - девочка ленивая и злая, «Красная Шапочка» - хороший волк)
5. Цветные сказки - «Сказки о волшебных сказках». Особенно целесообразно при изучении цветов (например, каждая краска живет в волшебном дворце, гостят друг у друга, в конце концов образуются новые оттенки, а иногда - совсем неожиданные цвета. Фантазируя, следует соблюдать правила: во дворце каждой краски все должно быть окрашено только в ее цвет)
6. Сериал в сказке - создание новых сюжетов любимых сказок, с любимыми героями (например, сказка «Колобок» : 1-я серия - традиционная сказка, 2-я - как спасти Колобка, 3-я - Колобок попадает в цветную страну и меняется, 4-я - у Колобка появляется нос Буратино, 5-я - у Колобка есть подружка б-я - моя сказка про Колобка)
7. Из сказки - в задачу! - на основе знакомых сказок создаются интересные задачи с математическим, логическим содержанием (например, по мотивам сказок «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Колобок» и др.)
8. Сказка - из задачи - модель начала сказки - содержание веселой, интересной для детей задачи (например, задача:
Барсучиха-бабушка напекла «оладушки»,
Угостила пять внучат, очень славных барсучат.
Два внучка не наелись, с ревом блюдцами гремят.
Посчитайте очень быстро.
Начало сказки : решили барсучата уйти от бабушки и искать счастья в мире.)
9. Сказка - из считалочки - после разучивания, неоднократного использования во время подвижных игр. Предлагаем детям загадку, как начало новой сказки, которая идет от содержания считалки. ( Например:
Катилось яблочко мимо сада,
Мимо сада, мимо пруда,
Кто поднимет, тот и выйдет.
Но яблочко было не простым, а волшебным: оно меняло характеры героев сказок. Первым ему попался навстречу.)
10. Гороскоп и сказка - используют во время ознакомления детей со знаками Зодиака, определение зависимости особенностей характера человека от знака, под которым он появился на свет. Чтобы детям было доступнее, переносим данные на персонажей сказок ( например: Колобок из одноименной сказки. Представим, что Колобок по знаку Зодиака - Лев и решил вести себя в соответствии с этим знаком.
Характерные особенности Льва (Возможны изменения в поведении Колобка)
Надоело Колобку катиться по дорожке. Он лег под кустом и заснул, проснулся и решил жить на этой полянке.
Он умный, любит властвовать.
На этой полянке Колобок стал царем всех маленьких животных и насекомых.
Сообщить детям, что герои сказки по каким-то причинам спрятались (просто играют, или их заколдовали).
В случае изменения местами героев или других знаков - меняется сюжет сказки.
11. Моделирование сказок (по схемам-моделями, по знакам, по геометрическим фигурами).
Конечно, не каждую сказку следует «дорабатывать», искажать и дополнять, но эти методы можно и нужно использовать, когда возникает потребность решения определенной проблемы или ситуации. С помощью сказки можно провести занятие морально-этического характера, развить мышление или воображение дошкольников, знакомить с вопросами экологии, экономики, народоведения, безопасности жизнедеятельности, решать математические задачи, изучать цвета.
Направлений может быть множество и все они будут направлены на развитие интереса, познавательной активности у детей при различных видах занятости!