Ольга Полякова
Презентация «Ранний детский аутизм и методы работы»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей на педагогическом совете № 3 в марте 2017 года, на тему: "Ранний детский аутизм и методы работы".
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Светлячок» города Фокино Приморского края.
Автор учитель-логопед Полякова Ольга Владимировна.
Цель: определение естественных желаний ребенка с аутизмом и использование их в процессе воспитания и обучения.
Публикация «Презентация „Ранний детский аутизм и методы работы“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Что мы знаем об «Аутизме»
На сегодняшний день в мире официально зарегистрировано 6,5 миллионов аутистов. Только за последние 30 лет статистика этого заболевания резко увеличилась. По данным «Всемирной организации аутизма» в 2008 году на 150 детей - 1 случай аутизма, за десять лет количество детей с аутизмом выросло в десять раз. Аутизм называют болезнью 21 века. С 2008 года Генеральная Ассамблея ООН объявила
2 апреля - Всемирным днем распространения информации об аутизме.
Проявления аутизма являются общими чертами индивидуального развития ребенка и проявляются во всех поведенческих ситуациях, характеризуются недоразвитием: социального взаимодействия, взаимной коммуникации с людьми и наличием стереотипных форм. Расстройство определяется только при наличии особенностей поведения, не соответствующих умственному развитию.
Нарушение социального взаимодействия проявляется в отсутствии или выраженной ограниченности контакта с внешней реальностью. Ребенок как будто отгорожен от мира защитной стеной. Обычно эти особенности проявляются уже на первом году жизни (ребенок не реагирует на голос родителей, не улыбается в ответ, а если улыбается, то в пространство, а к третьему году становятся очевидными (трудно поймать взгляд ребенка и привлечь его внимание). Поздно начинает выделять мать или вообще ее не выделяет. Отношение к взрослым - отсутствия всяких границ (легко начинает разговаривать с незнакомым человеком, до полного отсутствия внимания к людям или страха, избегания контакта с людьми, которые не нравятся.
Как «аутист» относится к детям
Часто ребенок их просто не замечает, относится как к мебели. Иногда есть стремление к общению с детьми, даже восторг с бурными проявлениями чувств. Привлекает внимание ребенок к себе часто необычными способами, например, толкнув или ударив другого. Иногда он боится детей, людей и при их приближении (закрывает уши и качается из стороны в сторону, кричит, кусает себя и другие предметы или с криком убегает). Бывает, что во всем уступает другим, если берут за руку, не сопротивляется. В детском саду не соблюдает режимные моменты, не слушается воспитателей (может часами заниматься одним действием и не реагировать на окружающих).
Стереотипные формы поведения у ребенка с аутизмом проявляются в ритуалах и всегда одинаково, в определенной последовательности. Когда он увлечен тем, что находит интересным, он милый и умный малыш, как любой другой ребенок. Проблема возникает тогда, когда его просят сделать что-либо, что он делать не хочет.
У всех взрослых возникает масса вопросов: как учить детей; как научить их одеваться, пользоваться ложкой и вилкой, говорить спасибо; что нужно делать, чтобы ребенок хорошо себя вел в гостях, магазине, детском саду. Эти вопросы возникают у всех родителей, а особенно остро у тех, кто воспитывает ребенка с аутизмом. Интересует этот вопрос и психологов, которые ставят его несколько шире: как вообще человек учится. До настоящего времени нет единого ответа на этот вопрос.
Аутизм - это расстройство, которое проявляется в аномальным поведении ребенка. И именно через поведение ребенка, окружающие могут понять его намерения, желания и переживания. Если внимательно наблюдать за поведением ребенка в различных режимных моментах, тщательно определяя подкрепляющие факторы в окружающей среде, взрослые смогут научиться понимать его.
Мотивация желаний и получение результатов
Одна из главных причин успеха — привлечение родителей как главных учителей своих детей. У родителей каждый день есть тысячи возможностей для общения с детьми в различных режимных моментах. Вам и другим, умным и заботливым людям предстоит пережить успехи и неудачи в процессе работы, так как победить аутизм непросто.
Жизнь — это путешествие, побуждающее всех людей к постоянному поиску лучших путей. Мы ищем хорошие школы для наших детей, стремимся найти верных и надежных друзей, надежные способы заработать, вообще учимся держать нашу жизнь под контролем. Достигнув успеха, мы становимся более упорными в повторении того типа поведения, которое приведет нас к желаемому результату. И наоборот, мы стараемся избежать тех типов поведения, которые оказались неэффективными в достижении наших целей.
Когда вы думаете о ребенке с аутизмом, представьте его сидящим в маленьком уютном домике. И стены этого домика — своеобразный защитный барьер от "непонятного и раздражающего" окружающего мира.
Отдельные участки стены — это различные навыки, которые ребенок должен освоить, чтобы успешно взаимодействовать с окружающим миром.
Нижняя часть стены - навыки, которые ребенок приобрел практически без посторонней помощи. Это способность тянуть вас за руку к чему-то, что он желает получить, или способность плакать, устраивать истерики, выходить из себя, наносить себе удары с целью добиться вашего внимания либо заставить вас оставить его в покое.
Среднюю часть стены – может иногда преодолевать сильно мотивированный ребенок, демонстрируя такие навыки, как указательный жест или использование одного или нескольких слов.
Высокую часть стены - ребенок не сможет преодолеть самостоятельно, без вашей помощи. Чтобы преодолеть более сложные участки стены, ребенку необходимо действительно желать этого, то есть быть мотивированным. Суть нашей помощи в том, чтобы помочь ребенку последовательно преодолеть все трудные участки стены и оказаться во внешнем мире.
Создать мотивацию (желание) можно с помощью побуждающего условия — предмета, слова или действия, которое временно изменит ценность последствий каждого поступка (поведения). Необходимо понять, как систематически и последовательно использовать естественные желания ребенка в процессе обучения. Мотивация является важным фактором обучения всех детей (игровая ситуация с использованием героя-игрушки, оказание помощи за вознаграждение, и чем лучше вы научитесь управлять окружающими условиями для создания мотивации, тем лучше сможете проявить свои педагогические способности.
Как вызвать желание проявить навык
Родители, воспитатели составляют список побуждающих условий — любимых и желанных ребенком занятий, предметов, игрушек и лакомств, то есть стимулов. Стимул — это то, что происходит после проявления поведения (опыт, который ребенок приобретает, когда добивается успеха) и увеличивает вероятность повторения такого поведения в будущем. Именно мотивация является той движущей силой, которая помогает ребенку проявлять навык снова и снова, когда возникнет подходящая ситуация.
Важен принцип системности. Начинайте с небольших изменений, осмысленно выбирайте разнообразные типы поведения и используйте понятные краткие указания.
Если Ваше поведение будет запутанным и непоследовательным для ребенка, то он предпочтет проводить время в своем придуманном мире. Как следствие, он будет погружаться все глубже в мир аутизма.
Если Вы не хотите раздражать ребенка, ваш язык должен быть предельно понятным, то есть вы должны научиться кратко и последовательно излагать свои просьбы в словах и выполнять в действиях. Предлагайте ребенку определенные варианты поведения с конкретными и понятными последствиями для каждого варианта.
Если Ваше поведение будет понятно ребенку, то у него появится ощущение порядка и контроля над ситуацией при взаимодействии с вами. В результате, уменьшится вероятность того, что ребенок будет добиваться контроля над ситуацией другими, менее желательными способами.
Если ребенок обнаружит, что вы его понимаете,он будет открыт к общению с вами. Ребенок сможет чувствовать себя комфортно в кругу людей, поведение которых было раньше таким раздражающим. Теперь он начнет стремиться к общению, и чем больше будет стараться, тем легче ему окажется найти себя в обществе.