Людмила Андреева
Сценарий выступления из опыта работы «Знакомство со сказкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Богатейшая сокровищница родного языка - сказка. Подчеркивая значение данного вида устного народного творчества. В. А. Сухомлинский писал «Сказка - духовное богатство народной культуры» Сказочные образы хитрой лисы, глупого волка, злой мачехи и д. р. раскрывают перед детьми в доступной для их понимания форме понятие добра и зла, воспитывают их чувство. Ребёнок постигает поучительную и убедительную правду жизни, сказки открывают просторы для его фантазии.
Публикация «Сценарий выступления из опыта работы „Знакомство со сказкой“» размещена в разделах
Наиболее полно, на наш, взгляд возможность использования сказки в системе воспитания дошкольников раскрыта в исследованиях И. Зиминой. Автор отмечает, что при решении педагогических задач опираются на следующие особенности сказок : оптимизм, образность, забавность, дидактизм. Сказки раскрывают перед ребёнком меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, образными сравнениями, меткими выражениями. Чем чаще дети слышат сказки, тем в большей степени впитывают гармонию слова.
Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений, удовлетворяющих как нельзя более педагогическому значению рассказа, слагается нечто целое стройное, легко ощутимое полное движения жизни и интереса».
На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи через ознакомление с художественной литературой указывали многие педагоги, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш и д. р. Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Проблемы их восприятия детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Мы перед собой ставим следующие задачи:
• Развивать творческое воображение детей.
• Совершенствовать интонационную выразительность речи.
• Закреплять умение детей ориентироваться в мире книг
• Формировать нравственные критерии оценки героев произведений.
Мы считаем, что восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. Для этого мы используем следующие приё мы:
1. Показываем портрет писателя сказочника с произведением которого собираемся знакомить. Предлагаем вспомнить и назвать другие его произведения (например занятие № 3).
2. С детьми рассматриваем картины и иллюстрации, помогающие легче представить описание природы, облик персонажей, о которых рассказано в произведении (занятия №1; 2; 3; 4).
3. Встречу со сказкой мы превращаем в маленький праздник для детей. Например: сказку рассказывает не воспитатель, а бабушка Варвара, которая приходит в гости к детям с волшебным кузовком. Где прячутся герои сказок или предметы, которые в ней встречаются занятие №5.
Очень важно обратить внимание на методику исполнения сказок. Важным качеством речи является выразительность. Линии развития выразительной речи рассмотрены С. Л. Рубинштейном. Важно не просто рассказывать детям сказку, нужно разыграть ее перед детьми. Своим голосом, с помощью жестов мимики, используя разных персонажей.
Ещё А. М. Горький, вспоминая сказки своей бабушки, писал: «Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклоняясь к моему лицу, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце моё силу, приподнимающую меня. Говорит, точно поет и чем дальше, тем складней звучат слова. Слушать ее невообразимо приятно». Интонационная выразительность языка вызывает у детей большой всплеск положительных эмоций, интерес и способствует развитию выразительности речи самих детей. Даже те дети в группе которые, многие сказки знают почти наизусть (Вероника Ч. ,Люда Ф., Рома. В., Катя. Ш.) слушают хорошо знакомую сказку, затаив дыхание, а часто и сами принимают участие в мини представлении.