Морева Ольга Ивановна
Нетрадиционные методы и приёмы в работе со сказкой
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные методы и приёмы в работе со сказкой.
Морева Ольга Ивановна
воспитатель МБДОУ г. Яровое детского сада №28
А давайте вспомним детство! Что вы любили, когда были маленькими? Когда я была маленькой, я любила семейные, тёплые вечера, старшая сестра, мне постоянно перед сном читала сказки, которые «уносили» меня в волшебный, удивительный мир.
Публикация «Нетрадиционные методы и приёмы в работе со сказкой» размещена в разделах
Сегодня, мы часто слышим, что дети не любят читать, они стали заложниками компьютеров и телевизоров. Так кто же в этом виноват? Я считаю, что виноваты, прежде всего, мы – взрослые. Именно мы недостаточно уделяем внимания, чтобы пробудить у ребёнка любовь к книге. Многие родители сами не испытывая потребности в чтении, не понимают что не читая своему ребёнку, упускают важные в его жизни моменты. Ведь читая, мы дарим ребёнку ощущение тепла и спокойствия, оставляем в его душе незабываемые впечатления о детстве, воспитываем любовь к книге и тем самым помогаем им стать читателями. Как избежать этих ошибок и воспитать у ребёнка любовь к книге и чтению? И вот здесь - то нам и приходит на помощь сокровище народной мудрости - русская народная сказка. Сказки – это бесценный опыт, приобретенный поколениями и переданный нам и нашим детям в простой и доступной, игровой форме. И надеюсь, что использование нетрадиционных методов и приёмов в работе со сказкой помогут Вам поддержать интерес ребё нка к книге и чтению:
1. Составление словаря по сказке.
Воспитатель знакомит детей с новыми словами из сказки, а затем вместе с детьми наклеивают картинки с их изображением, например: амбар, сусек (сказка «Колобок») и т. д.
В последующей работе со сказкой, дети, рассматривая картинки, пытаются уже сами объяснить их значение.
2. Изготовление книги по сказке.
Цель. Обогащение речи детей эмоционально-окрашенной лексикой, эстетическими терминами через знание содержания сказки. Развитие творческого воображения, цветовосприятия, мелкой моторики рук. Воспитание у детей интерес к созданию книги.
3. Действия героя.
Цель. Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок.
Описание. Например, сказка «Колобок». Воспитатель предлагает детям назвать все действия колобка, говорить только глаголы: пел, ушёл, покатился и т. д. Далее воспитатель предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках.
4. Поможем герою.
Цель. Развитие связной речи, мышления, интереса к сказке.
Описание. Воспитатель предлагает детям, поставить себя на место героя: Как бы вы поступили в такой ситуации?
5. Шаг за шагом.
Цель. Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, мышления.
Описание. Воспитатель говорит название сказки, а ребёнок, шагает по группе и на каждый шаг называет героя из этой сказки. (Колобок)
6. Помоги герою найти свою сказку.
Цель. Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, внимания.
Описание. На столах сюжеты из 2-3 сказок. Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением сказочных героев и дети к каждому сюжету приносят своего сказочного героя.
7. Узнай сказку по песенке героев.
Цель. Развитие речи детей, закрепление знания песенок, воспитание интереса к русским народным сказкам.
Описание. Воспитатель предлагает детям узнать сказку по песенке героя, например:
Отворитеся, отопритеся! ("Волк и семеро козлят").
8. Покажи мимикой и жестами.
Цель. Учить детей через мимику и жесты передавать черты характера героя, развивать воображение, наблюдательность.
Описание. Воспитатель предлагает детям продемонстрировать свое эмоциональное отношение к герою, ситуации с помощью мимики или жестов.
9. Шкатулка.
Цель. Развитие речи, памяти, мышления.
Описание. Воспитатель предлагает заполнить шкатулку, положив в неё качества характера, пожелания и т. д. Например: Соберите в шкатулку все, что необходимо герою с вашей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем.
10. Что было бы, если бы …
Цель. Развитие творческих способностей детей, связной речи.
Описание. Воспитатель предлагает детям придумать и продолжить предложение, например: Что было бы, если бы колобок укатился от лисы?
11. Верно - неверно.
Цель. Закрепление знания сказки, развитие связной речи, умения внимательно слушать друг друга.
Описание. Воспитатель читает предложение, а дети должны согласиться или не согласиться. Например: Дедка за репку, внучка за дедку тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка мышку. Снесла курочка яичко, не простое - золотое.
12. Собери цепочку.
Цель. Активизировать словарь, учить правильно, воспринимать содержание сказки, развивать внимание и память.
Описание. Воспитатель предлагает детям выбрать сказку, из которой они будут собирать цепочку. Затем дети пересказывают собранную сказку. Затем все дети участвуют в пересказе сказки, по цепочке продолжая сюжет.
13. Волшебники Ухо, Нос, Рука и Глаз.
Цель. Учить детей представлять ощущения, которые можно получить с помощью различных анализаторов.
Описание. Воспитатель поочередно показывает картинки с изображением органов чувств и предлагает с их помощью посетить какую-либо сказку. Пример: С волшебным Носом дети попали в комнату сказки «Каша из топора» (запах). Далее в этот же сюжет приглашается Волшебник Глаз (дети видят то, что не описано в сказке, Волшебник Ухо (представление возможных звуков, озвучивание мыслей, Волшебник Рука (описание ощущений, которые возникли бы у детей, если бы они дотрагивались руками до горячего котла или мокрого носа поросят.
14. Ложная альтернатива.
Цель. Развитие внимания, связной речи.
Описание. Воспитатель задаёт вопросы с помощью слов "или-или", но ни один из предлагаемых ответов не является правильным. Например: Кто снёс золотое
яйцо – утёнок или цыплёнок? Кто раздавил теремок – заяц или волк? Кто помог вытянуть репку – дедка или бабка?
15. Использование мнемотаблицы в работе со сказкой.
1. при пересказе сказок, например сказка «Репка».
При пересказе с помощью мнемотаблицы дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Также можно предложить детям придумать и зарисовать свой конец сказки в мнемотаблице.
2. в различных играх:
16.«Нарисуй сказку»
Цель: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.
Ход игры. Детям читают сказку и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок (мнемотаблицы, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой.
17.«Где начало рассказа (сказки?»
Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью карточек из мнемотаблицы.
Ход игры. Ребенку предлагается разложить карточки и составить рассказ. Карточки позволяют точно передать сюжет, от начала до конца.
18.«Какая карточка не нужна?»
Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.
Ход игры. Перед ребёнком выкладывают карточки в правильной последовательности, но одну карточку берут из другого набора мемотаблицы. Ребёнок должен найти ненужную карточку, убрать ее, а затем составить рассказ.
В заключении хотелось бы сказать : читайте и анализируйте с детьми сказки, применяйте методы и приёмы в работе со сказкой, тем самым Вы поможете ребёнку осознать, что добро побеждает зло, научите преодолевать трудности, воспитаете любовь к книге и чтению. С помощью сказки Вы повысите уровень речевого развития и творческих способностей ребёнка, что очень важно при подготовке к школе. И самое главное вы оставите у ребёнка неизгладимые впечатления от общения с вами.
Литература
1. Большева Т. В. «Учимся по сказке. Пособие для воспитателей детского сада». / С – Пб., «Детство – пресс», 2001.
2. Дьяченко О. М. «Методика развития творческого воображения под ред. Ткаченко, Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. Пособие для воспитателей детского сада» - М. : Эксмо, 2006.
3. Пропп В. Я. «Морфология сказки».