Приложение МААМ

Интерактивные формы и методы работы с детьми (продолжение)

Татьяна Скрягина
Интерактивные формы и методы работы с детьми (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы

Специфика и особенности развития познавательных интересов ребенка-дошкольника

Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями.

Публикация «Интерактивные формы и методы работы с детьми (продолжение)» размещена в разделах

Истоки любознательности и познавательных интересов заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения. Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребенка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребенка, а его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности.

Поскольку познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он становится важным стимулом воспитания таких ценных качеств личности как целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности. Устойчивый познавательный интерес - признак готовности ребенка к школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе.

В дошкольных организациях создаются условия для формирования у детей любознательности и познавательных интересов. Однако, добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Родители и старшие члены семьи хорошо знают особенности ребенка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным сторонам действительности.

Известна подражательность дошкольников, поэтому они легко «заражаются» теми интересами, которые свойственны родителям. Так, рассказы членов семьи о своей профессии часто служат причиной для возникновения у детей интереса к ней, желания продолжить дело старших. Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно отчетливо проявляются в общении: он делится со взрослыми своими сомнениями, просит их рассказать, прочитать, объяснить, ответить на возникший вопрос. Исходя из этого, можно разработать игровые занятия в форме игр-путешествий, игровые и поисковые задания, проблемные ситуации, дидактические игры, алгоритмы и опыты, которые позволят ребенку включаться в активную деятельность и откроют ему возможность вступать в непосредственные контакты с предметами, проявить инициативу, творчество.

Формирование познавательного интереса педагоги осуществляют в разнообразных формах : на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы). Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи. На одних занятиях формируются первичные знания. С этой целью воспитатель использует наблюдение, рассматривание, чтение, рассказ, показ диафильмов и кинофильмов. На других занятиях уточняются, расширяются и углубляются знания. На этих занятиях используется и труд детей в природе.

Основная задача занятий третьего вида - обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике. Реализация игровых приё мов и ситуаций на занятиях происходит по таким направлениям:

- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

- вся деятельность в процессе занятия подчиняется правилам игры; материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение детьми задания связывается с игровым результатом.

Интерактивное взаимодействие взрослого и ребенка в процессе игровой деятельности

Игра является социальной практикой ребенка. Этот вид деятельности служит средством, реализующим стремление детей участвовать в жизни взрослых.

С одной стороны, игра является принадлежностью дошкольного периода, с другой — элементом системы воспитания, с помощью которого решаются многие задачи воспитательно-образовательной работы в дошкольной организации. Игра со сверстниками занимает существенное место в ряду других видов самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Раскрытие развивающего потенциала возможно лишь при условии понимания, как специфических особенностей построения самой игры, так и закономерностей становления её совместных форм на протяжении дошкольного периода.

Традиционно подчеркивалось прежде всего воспитательное, образовательное и развивающее значение игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте. В психологии принята концепция игры, разработанная Д. Б. Элькониным. В его работах выделяются следующие этапы развития детской игры: предметная (до 3 лет, ролевая (3-7 лет, игра с правилами (6-7 лет). «Этапы развития игры не обнаруживают жесткой связи с возрастом детей: переход к более сложной игре связан как с возрастным развитием ребенка, так и с его игровым опытом».(Д. Б. Эльконин).

Согласно теоретическим основам детской психологии ведущая деятельность дошкольника — ролевая игра. Именно с её помощью закладываются и наиболее эффективно формируются основные направления развития ребенка: развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания, произвольности поведения и многие другие. Через игру дети учатся:

- строить свои личностные жизненные планы;

- определяют и апробируют действия и средства их достижения;

- проходят школу конструктивного общения и взаимодействия с другими людьми.

Игра является действенным средством познавательного и социального, физического и психического развития, формирования у ребенка основ общечеловеческой культуры. При помощи ведущего вида деятельности дошкольного возраста развиваются необходимые ребенку в его дальнейшей жизни психические процессы и механизмы их осуществления и в контексте теорий ближайшего (Л. С. Выготский) и перспективного развития ребенка, порождают мотивы новых видов деятельности. Общеизвестно из «народной педагогики», что «недоигравший» дошкольник быстро теряет интерес к учебе.

Поэтому игра на дошкольном этапе имеет особую ценность: она способствует формированию у ребенка любознательности, стремления к получению новых знаний. Неотъемлемой частью любой игры являются правила. В творческой игре - это скрытые правила, заложенные в игровых условностях, когда дети принимают для себя важность соблюдения очередности выполнения ролей, правильного соответствия игровых действий выбранной роли. В играх с правилами, дидактических и подвижных, происходит развитие произвольного поведения детей. Ребенок учится подчинять свои действия образцу, в качестве которого может выступать повеление, мнение и оценка окружающих.

К концу дошкольного периода у ребенка появляется способность управлять своим поведением, подчиняться правилам и требованиям. Многие исследователи подчеркивают важность плавного перехода от игры к учебе в дошкольный период, опираясь на генетическую преемственность игровой и учебной деятельности. Исследования ученых доказали, что для детей с низким уровнем развития игровой деятельности характерен низкий уровень развития учебной деятельности.

Важность использования потенциала игровой деятельности в личностном развитии детей дошкольного возраста подчеркивал Д. Б. Эльконин. Он определил значение сюжетно-ролевой игры для преодоления познавательного эгоцентризма, когда ребенок не способен отграничить свою точку зрения от другой, что приводит к отвержению чужих точек зрения и признанию своей как единственно правильной. Именно игра позволяет сформировать у детей первые этические и моральные установки, когда он начинает оценивать свои и чужие поступки. Бедность и примитивность игры пагубно отражается на коммуникативном развитии детей - ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно её правила, сюжет, распределение ролей-главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила. В противном случае не будет ни содержательного общения, ни совместной деятельности.

Интерактивные формы работы с родителями воспитанников ДО (для использования в работе консультационных пунктов для родителей)

Все формы работы с родителями подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. Коллективные формы работы с родителями : родительские собрания, конференции, консилиумы, клубы, исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры (в том числе и тренинги, конкурсы–вечера вопросов и ответов.

Индивидуальные формы работы : беседы, консультации, анкетирование, посещение семьи.

Информационные : уголок для родителей, разнообразные выставки (детских работ, поделок из природного материала, изготовленных родителями совместно с детьми, «Детские книги», «Семейный альбом» и т. п.).

Информационные листки : объявления о собраниях, экскурсиях, благодарность добровольным помощникам, родительская газета, папки-передвижки, сформированные по тематическому принципу: «Роль отца в воспитании детей», «Читаем дома», радио-эфир.

Общественное воспитание взяло на себя много функций и обязанностей, тем самым, занизив ответственность и снизив педагогическую компетенцию родителей по воспитанию детей. Актуальной задачей сегодня является повышение педагогической компетентности родителей. Любая инициатива педагога, обращённая к семье должна быть нацелена на укрепление, обогащение и оздоровление эмоциональных связей и отношений ребёнка со взрослыми. За всю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет собой социальный институт воспитания. В работе с семьями воспитанников педагоги должны учитывать современные подходы к проблеме формирования педагогической компетентности у родителей воспитанников ДО.

Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия. Анализ педагогической литературы показал, что самостоятельной теории интерактивного взаимодействия педагогов и родителей как таковой не существует, выявил недостаточное методическое обеспечение применения интерактивных форм формирования педагогической компетентности у родителей. Положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители - не пассивные зрители, а полноправные участники.

Публикации по теме:

Интерактивные формы работы с педагогами как фактор повышения качества образования Форма проведения: Педагогический «квест» Место проведения: МБДОУ № 8 «Светофор» Дата проведения: 19.12.2017г. Время проведения: 13.30ч.

Презентация «Формы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию» 1слайд Формы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию 2слайд настоящее время проблемы экологического воспитания.

Формы и методы работы с детьми и родителями. Библиотека в ДОО. (Мини-опыт) В конце прошлого года я провела опрос среди родителей, и на основе анализа анкет сделала следующие выводы: 50% родителей редко читают книги.

Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности АктуальностьМодернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы воспитателя. И, наверное,.

Интерактивные формы работы с родителями ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения.

Консультация для педагогов «Формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию» Экологическое воспитание – это сравнительно новое направление педагогики, которое является частью большой работы по ознакомлению детей.

Консультация «Организация и изучения ПДД с детьми дошкольного возраста. Формы и методы работы» Уважаемые коллеги! Я хотела бы представить Вам консультацию на тему «Организация и изучения ПДД с детьми дошкольного возраста. Формы и методы.

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ОВЗ как средство повышения мотивации к обучению» НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ Здравствуйте, уважаемые.

Презентация «Формы и методы работы с родителями». Продолжение Методы: -Наблюдения; -Беседа; -Тестирование; Формы: - Коллективные (массовые) подразумевают работу со всем или большим составом родителей.

Современные интерактивные формы работы с родителями воспитанников В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Интерактивные формы и методы работы с детьми (продолжение)
Опубликовано: 26 августа 2018 в 14:24
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интерактивные формы и методы работы с детьми (продолжение)» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина (УИ 196937) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД