Елена Бабарико
Педагогическая диагностика действия сравнения в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: развивать умение сравнивать предметы по разным основаниям, т. е. находить разные линии сравнения как с опорой на предмет, его изображения, так и без нее.
Основные условия
• естественные условия (в процессе продуктивной или игровой деятельности);
• создание ситуаций, в которых ребёнок сам должен определить линии сравнения;
• использование тестов, игр – загадок
Результаты диагностики
Публикация «Педагогическая диагностика действия сравнения в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
1 уровень – ребёнок самостоятельно называет только некоторые признаки сходства и различия объектов, а обобщает результаты сравнения и определяет его линии с помощью взрослого.
2 уровень – самостоятельно называет признаки сходства или различия, но делает выводы и определяет линии сравнения только с помощью взрослого.
3 уровень – самостоятельно или с незначительной помощью взрослого определяет линии сравнения объектов, находит и называет существенные признаки (наряду с несущественными) различия и сходства, делает выводы по каждой из линий сравнения и самостоятельно или с помощью взрослого обобщает их результаты.
Этапы развития действий сравнений у детей
• выделять свойства и признаки предметов разного вида и обобщать результаты сравнения;
• сравнивать изображения и сюжетные картинки;
• вычленять скрытые признаки предметов и сравнивать их;
• взаимодействовать друг другом таким образом, чтобы они рассказывали, как нужно сравнивать те или иные объекты;
• сравнивать предметы на понятийном уровне;
• высказывать разные гипотезы, аргументировать и проверять их опытным путём;
• выполнить исследовательскую работу.
Развития действий сравнений у детей
В старшей и в подготовительной к школе группе, задачи по формированию действия сравнения усложняются. Необходимо развивать умение выполнять сравнения объектов последовательно, в соответствии с шагами алгоритма; самостоятельно выделять свойства и функции объектов, по которым их можно сравнивать; определять существенные линии сравнения сначала с помощью воспитателя, а затем и самостоятельно; осуществлять действие сравнения с помощью громкой речи, а затем и про себя.
Ребёнок 5 – 6 лет может вычленить для сравнения много свойств и признаков предметов разного вида и обобщать результаты сравнения. Убедившись, что дети уверенно сравнивают предметы, воспитатель может заменить их изображениями. Сначала дети подробно рассматривают картинки и определяют признаки, по которым будут сравнивать : находить различие и сходство по цвету, форме, наличию деталей и т. д. Далее количество признаков увеличивается, а предметные картинки заменяются сюжетными с простым содержанием.
В старшей группе дети справляются с заданиями, предполагающими выявление заданного количества отличий или признаков сходства в сравниваемых изображениях (до пяти).
Для формирования у детей умения определять линии сравнения можно использовать игры: «Найди такой же предмет», «Найди сходство и различие» и т. д. В ходе сравнения объектов воспитатель поощряет стремление детей рассказывать о своих действиях, пояснять их, рассуждать, что способствует осмыслению ими умственного действия и возможности перехода с этапа «громкой внешней речи» на «речь про себя».
Воспитатель постепенно усложняет задачу: предлагает найти не только ясно выраженные, но скрытые признаки и сравнивать их. Например, игра «Одень куклу по погоде». Выполняя задания типа: «Найди похожий предмет», ребёнок определяет, чем именно искомый предмет должен быть похож на имеющийся предмет. Например, чем варежка, которую он одевает, похоже на перчатку, образ которую он представляет. Далее число объектов увеличивается до 3 – 4. Например, ребёнок определяет, что именно отличает фольгу, писчую бумагу, картон, бумажные салфетки.
Помимо развития умений самостоятельно выделять возможные линии сравнения воспитатель учит вычленять существенные признаки сравниваемых объектов. Например, необходимо отнести поделки для малышей. Воспитатель показывает детям портфель, папку, рюкзак, сумку и предлагает определить, в чем могут поместиться все поделки. Дети решают, какой признак для этого важен, вычленяют его в предложенных предметах, сравнивают их по этому признаку и выбирают наиболее подходящий для доставки.
Для развития способности осознанно и последовательно выполнять действие сравнения воспитатель организует взаимодействие детей таким образом, чтобы они рассказывали друг другу, как нужно сравнивать те или иные объекты. Ребёнок – «учитель» сравнивает предмет по внешним признакам, рассказывает последовательность процесса сравнения, подводит итоги. Затем ребёнок – «ученик» повторяет алгоритм сравнения, но уже сопоставляя другие объекты.
В каждом случае ребёнок начинает с определения возможных линий сравнения объектов, а заканчивает выводом об их сходстве или различии. Его необходимо приучать пользоваться соответствующими оборотами речи для обозначения результата сравнения : «Эти предметы отличаются друг от друга», «Эти предметы похожи потому что.» и др.
Если дети 5 – 6 лет выполняют шаги алгоритма в основном с помощью взрослого, то подготовительной к школе стоит задача научить их пользоваться этим умением самостоятельно. С этой целью воспитатель создает ситуации, в которых ребёнок ставится перед необходимостью сравнивать предметы. Например, выбрать необходимый инструмент для рыхления грядки. Воспитатель может спросить, важен ли в данном случае цвет инструмента, тем самым, подводя детей к выводу, что существенным являются признаки, определяющие назначение предмета.
Важно развивать у детей умение вычленять основные признаки сходства предметов, определять возможность их использовать. Например, сопоставляя куб, его бумажную модель и схематическое изображение, дети выясняют, что неизменными признаками остаются наличие граней, а остальные – цвет, материал, величина не определяют особенности данной формы, являются непостоянными и, значит несущественными. Детям предлагает найти общее признаки телевизора и шкафа: оба используются в домашнем обиходе, сделаны руками человека и т. д. Важно научить детей точно обозначать выделенные признаки сравниваемых объектов так, чтобы они были узнаваемы.
Поскольку детям подготовительной к школе группе знакомы родовые обобщения, их можно учить сравнению на понятийном уровне. Например, найти, что общего между садом и огородом, птицей и животным и т. д. Так у детей закрепляется умение сравнивать объекты на основе сформированных представлений и понятий.
Важно, чтобы ребё нок: проговаривал последовательность (шаги алгоритма) выполняемых операций при действии сравнения; видел цель и значимость его результата; завершал действия сравнения выводом и обобщением.
Когда большинство детей уже научились сравнивать, воспитатель предлагает им еще до выполнения действия высказать предположения о возможных его результатах. Например, предлагает отпустить два предмета в воду. Дети внимательно рассматривают результат, обследуют их поверхность, определяют материал. В результате обследования объектов дети высказывают разные гипотезы, аргументируют и только после этого проверяют их опытным путём.
Обобщать результат можно с помощью моделирования. Так же предложить ребё нку выполнить исследовательскую работу: самостоятельно изучить и сравнить предметы или явления, по каким либо свойствам, сделать выводы и поделиться со сверстниками.