МААМ-картинки

Литературно — ролевая игра в старшем дошкольном возрасте

Елена Мельяновская
Литературно — ролевая игра в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Литературно – ролевая игра в старшем дошкольном возрасте

Работа с родителями

В начале учебного года знакомят родителей, что в этом учебном году будет организована игра по мотивам сказки. Показывают «Курочку Рябу», «Колобок», «Машу и медведя», «Заюшкину избушку», «Сказку о военной тайне, о Мальчишке – Кибальчише и его твердом слове» А. П. Гайдара, советуют сделать пилотки, покрасить в зеленый цвет, прикрепить красные звезды. Разрешают детям приносить игрушки: коня, солдатиков, дудочку (сувенирный горн, ружья.

Публикация «Литературно — ролевая игра в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Рекомендуют родителям вечером, дома читать эти сказки, инсценировать отдельные эпизоды из жизни своего населенного пункта, выполнять с детьми поделки, рисунки по мотивам сказки. В плане методов педагогического воздействия советуют не наказывать детей физически, а действовать на них лаской.

Организация работы над сказками

На знакомство с каждой сказкой отводится от 2 до 6 дней. Сообщают ребятам, что сказки сочинил народ и по вечерам рассказывал их детям после долгой работы. Объясняют воспитанникам, что сказки хранят в себе народную мудрость и знания.

Работа над русской народной сказкой «Репка»

Рассказывают сказку, показывают иллюстрации; старшие дети раскладывают иллюстрации по порядку, расставляют фигурки персонажей произведения, пересказывают малышам сказку, изображают её. Роль ведущего лица исполняет ребенок из старшей группы. Старшие дети рассказывают о том, как они помогали родителям убирать урожай с огорода, наблюдали за трудом взрослых (когда те на машине привозили овощи в детский сад). Воспитанники дают характеристику персонажам сказки: дед – добрый, хозяйственный, уставший, труженик, веселый, неунывающий, играет на гармошке. Внучка – смешлива, задорная, трудолюбивая, энергичная, нарядная, красивая. Мышка – юрка, проворная, шустрая. Старшие дети организуют хоровод «Репка», беседуют с малышами. Все ребята подводятся к мысли о том, что нужно всем дружно помогать делать заготовки овощей и фруктов на зиму, и тогда будет радость от результатов труда.

Работа над русской народной сказкой «Колобок»

Рассказывают сказку, показывают иллюстрации, старшие дети раскладывают картинки, по ним рассказывают малышам произведение еще раз, выучивают с ними песенку Колобка. Уточняют процесс приготовления Колобка мука + молоко + яйца + сахар + сода = тесто, делают колобки, пекут в печи, кладут студить на окошко. Старшие дети лепят из пластилина сюжет: Колобок и дед, Колобок и лиса, Колобок и заяц. Проводится утренняя гимнастика «Колобок». Предлагают детям придумать свою историю или сказку: если бы лиса не съела Колобка, то что бы с ним произошло далее. Драматизируют сказку, распределяют роли. Ведущие роли: Колобка и Лисы выполняют старшие дети с хорошо развитой речью; роли деда, бабы, волка, медведя выполняют дети.

Рисуют: старшие дети – сюжет сказки и её продолжение, которое они придумают. Затем распределяют роли и с дополнениями драматизируют её. Доводится до сознания детей следующая мораль: нужно быть бдительными, проницательными, осторожными, а то пропадешь. старшие дети на игрушках драматизируют произведение для малышей. С ребятами проводится под музыку подвижная игра «Колобок».

Работа над сказкой «Маша и Медведь»

Рассказывают сказку выразительно, показывают иллюстрации. Старшие дети рассказывают малышам о происходящих в сказке событиях по картинкам на фланелеграффе. Лепят из пластилина медведя и Машеньку с пирожками, а младшие – пирожки. Поют песенку «Пирожки», муз. А. Филиппенко. Рисуют по произведению: старшие – сюжет «Машеньку обнимает бабушку, куклу». Проводится игра - драматизация по мотивам сказки. Роли распределяют так: старшие дети – девочка и медведь, дед, баба.

Работа над сказкой «Заюшкина избушка»

Драматизируют эпизоды: старшие дети исполняют роль зайца, петуха, лисы, ведущего, медведя, волка, собак. Лепят: старшие всех животных. Дети – полностью сюжет сказки; коллективно украшают наличники на окнах; вырезают и наклеивают мелкие детали – грибы, цветы, ягоды. Конструируют дома (получается деревенская улица) : старшие дети из бросового материала, конструктора. Рисуют: старшие – сюжет. После того как «лису прогнали», пьют чай с баранками.

Работа над сказкой А. П. Гайдара

Всем детям показывают книгу, обложку, говорят, что прочитаете сказку, написал её А. П. Гайдар, и вы с ними будете играть по этому произведению. Прочитывается адаптированный текст, показываются иллюстрации, отвечают на все детские вопросы. На следующий день снова демонстрируются иллюстрации, напоминается содержание сказки, проводится беседа.

Какие были главные действующие лица в сказке? Цель: подвести детей к пониманию того, что герои – их ровесники.

Ход работы: детально обсуждаются события и поступки героев произведения. Подводят детей к мысли: главный положительный герой - Мальчиш – Кибальчиш. Что он сделал хорошего? Есть ли здесь отрицательный герой? ( подсказывающий вопрос: кто поджог ящики с патронами). Что сделал Плохиш? За какой поступок он получил бочку варенья и корзину печенья? Кто помог нам воевать? Красная армия: и самолеты, и конницы, и пушки, и пехота. Реплики детей: «Мой брат… мой папа служил в армии». На кого вы хотите быть похожими: на Мальчиша – Кибальчиша или на Мальчиша – Плохиша?

Следует повторное чтение понравившихся эпизодов (как сражались с фашистами, пересказ сказки по картинам старшими детьми.

Организуется игра – драматизация. Распределяются роли следующим образом: роль врагов, Мальчиша – Плохиша выполняют третьеклассники. Старшие дети : отца, всадника, брата, старика, Мальчиша – Кибальчиша, а остальные дети выполняют роли его верных товарищей. От лица автора говорит воспитатель. Затем каждый день инсценируют по одному действию из сокращенного варианта, а в свободное время идет подготовка к драматизации (работа над голосом, ходьбой, осанкой, действиями). На занятии по рисованию старшие дети рисуют лошадь с всадником, дом Мальчиша – Кибальчиша. Малыши рисуют домик, каравай, колоски.

Конструируют из бумаги домики, затем распределяют, кто в каком доме жил. В этом домике жил Мальчиш – Кибальчиш, в другом - дед, третьем – товарищи Мальчиша. Отдельно жил Мальчиш – Плохиш. Цель этого приема: показать детям, чем хорошие люди отличаются от остальных. Вроде бы все равноценные, нормальные люди, живут в похожих домах (не в пещере живут, не в стоге сена, но различаются своими поступками, ведут себя по – разному: одни хорошо, а другие плохо. Дети рассуждают так: пусть у меня не будет сладкого, зато я буду играть с мальчиками и девочками. А вот Плохиш имел сладкое, но уже не мог играть с ними.

Дополнительные произведения, используемые для организации литературно – ролевой игры :

А. Барто – «Вовка – добрая душа», П. Воронько «Мальчик - Помогай», Е. Пермяк «Маркел - Самодел», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», «Цветик - семицветик», В. Овсеева «Сыновья», «Волшебное слово», «Просто старушка», В. Драгунский «Друг детства», Л. Толстой «Косточка», «Дед стал стар…», И. Е. Аверина «Сказание о Руси Великой, о храбрых богатырях и о сыне богатырском Иванушке» и др.

Организация детей на игру в Мальчишей – Кибальчишей

Предлагается детям организовать отряд «Мальчишей – Кибальчишей». Дети соглашаются с радостью: игра необычная.

Группа делится на пять экипажей (кто с кем дружит, живет по соседству). В каждом экипаже по четыре человека.

Круг обязанностей на постах:

- «столовая» : сервировка стола, раздача 1 – го и 2 – го блюд; протирание столов; подметание пола; вынос мусора;

- «мои помощники» : помощь в подготовке к занятиям; к дневному сну; шефство над маленькими детьми;

- «комнатные растения» : уход за комнатными растения; протирание подставок, горшков;

- «умелые руки» : изготовление поделок из поролона, природного и бросового материала, бумаги; изготовление рисунков в подарок;

- «затейники» (после Нового года) : организация сюжетно – ролевых, подвижных, настольных – печатных, интеллектуальных игр; рассказывание сказок.

Название экипажей напоминает детям о героях основного произведения, по мотивам которого организуется игра, помогают созданию воображаемой ситуации («цветик - семицветик», «дружные - ребята», «всадники», «военная тайна»).

Последовательность введения ЧТП

Вначале – «комнатные растения», потом – «столовая». Распределение обязанности: Старшие раздают 1 – е и 2 – е блюдо.

Затем вводится пост «мои помощники» : «бойцы» поста помогают успокоить малыша, занять самых маленьких. старшие дети вырезают по просьбе воспитателя фигуры из цветной бумаги.

Смена обязанностей на постах

Каждую неделю, в субботу проводится пересмена с использованием атрибутов (флаг, дудочка, барабан, пилотка и. т. д.) в соответствии с графиком выполнения ЧТП.

Углубленная подготовка к праздникам.

Время проведения свободных бесед

Два раза в неделю беседа проводится как занятия (в среду и четверг, в остальные дни, кроме субботы, беседы реализуются во II половине дня. В субботу занятий нет, поэтому беседы осуществляются в I половине дня.

Непосредственная (традиционная) подготовка к праздникам. Общепринятая

Проведение праздничного утренника (по совместному сценарию воспитателя и музыкального работника).

Используются методы педагогического воздействия

на познавательно – мировоззренческую, эмоционально – волевую

и действенно – практическую сферы

Применение метода приучения

Подготовительная группа

Сюжетная игра «Магазин полезных продуктов питания» - укрепить знания детей о полезных для здоровья продуктах питания. (Приучать ребят к здоровому образу жизни).

Беседа «Что мы знаем о вежливости» - упрочить умение вести себя вежливо в разных ситуациях.

Используют метод побуждения

Увлечения творческим поиском

Занятие «Подарки для Деда Мороза»

Для детей подготовительной группы: сделать новогоднюю гирлянду.

Увлечение добрым

Беседа с детьми подготовительной группы «Мои хорошие поступки» (с учетом ведущей идеи тематического периода). Цель: закрепить с ребятами понятия «хороший», «добрый», «милосердный», привлечь их личный опыт к пониманию данных категорий.

Увлечение прекрасным

Совместные игры младших детей со старшими. Цель: воспитывать доброжелательное отношение между детьми, желание активно взаимодействовать в играх, помогать друг другу, вежливо обращаться, не конфликтовать.

Беседа Петрушки с детьми “Давайте познакомимся”. Цель: упрочить знания о том, как можно назвать ребенка ласковым именем.

Изготовление цветных льдинок для украшения ёлки. Цель: укрепить знание свойства воды замерзать на морозе, приобретая форму емкости.

Наблюдение за ветром на прогулке. Цель: развивать интерес к явлениям неживой природы, их особенностям в зимний период года.

Наблюдение за солнцем (с детьми подготовительной группы). Цель: уточнить представления ребят о значении солнца в жизни людей, растений, животных; научить видеть изменения и активности солнца в весенний период.

Публикации по теме:

Конспект НОД по рисованию в старшем дошкольном возрасте «Кузнецкая матрёшка» Цель: знакомство с росписью кузнецкой матрёшки. Задачи: Образовательные - Учить отражать характерные особенности оформления матрёшки в нетрадиционной.

Консультация для педагогов «Пальчиковая игра и ее использование в старшем дошкольном возрасте» Важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолеваются.

Консультация для родителей «Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте» Консультация для родителей. «Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте» Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

Консультация «Система работы по художественному творчеству в старшем дошкольном возрасте» Система работы по художественному творчеству в старшем дошкольном возрасте Особую роль в эстетическом воспитании играет изобразительная.

Конструирование в старшем дошкольном возрасте Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта,.

Ознакомление с трудом взрослых в старшем дошкольном возрасте В этот возрастной период воспитатель расширяет представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости, по.

Перспективный план игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте Перспективный план игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте Месяц Сюжетно-ролевые игры Дидактические игры Театрализованные игры.

Развитие и формирование памяти в старшем дошкольном возрасте В современной возрастной психологии, практикой образования принято старший дошкольный возраст относить к детям - от 5(6) до 7 лет. А. А.

Спортивный праздник «23 февраля» в старшем дошкольном возрастеСпортивный праздник «23 февраля» в старшем дошкольном возрасте Цель:формирование представления об одном из главных праздников страны – Дня защитников Отечества. Задачи:1. Формировать представление.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте. Смагина А. С. ,Метелева К. И. МБДОУ «Детский сад.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Литературно — ролевая игра в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 8 декабря 2015 в 17:48
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Литературно — ролевая игра в старшем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Елена Мельяновская (УИ 398613) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД